Как дела со здоровьем?

медреформа

(О медицинской реформе и праве граждан на медицинское обслуживание)

19 октября 2017 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины (ЗУ) №2168-VIII «О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения», который вступил в силу с 30 января 2018 года.

Правоотношения в сфере предоставления медицинских услуг гражданам Украины и лицам, на законных основаниях проживающим на территории Украины, и обеспечения пациентов лекарственными препаратами установлены также следующими законодательными актами: ЗУ «О ценах и ценообразовании» от 21 июня 2012 года №5007-VI, ЗУ «Основы законодательства Украины о здравоохранении» от 19 ноября 1992 года №2801-XII, ЗУ «О защите персональных данных» от 01 июня 2010 года №2297-VI.

Как сообщают СМИ со ссылкой на Министерство охраны здоровья (МОЗ) Украины, суть реформы заключается в том, что будет создана «Национальная службы здоровья Украины» (НСЗУ) — национальный страховщик. Эта служба будет «заключать договоры с учреждениями здравоохранения и закупать у них услуги по медицинскому обслуживанию населения». Предполагается, что полноценно НСЗУ начнёт функционировать в период до окончания первого полугодия 2018 года. Одновременно начат процесс «автономизации» медицинских учреждений — преобразования их в коммунальные некоммерческие предприятия. Именно в таком новом статусе они смогут заключить договоры с НСЗУ и получать прямое финансирование за предоставленные услуги из государственного бюджета. При этом каждое медучреждение первичной медицинской помощи «должно избрать медицинскую информационную систему (МИС) и подключиться к электронной системе здравоохранения, которая сейчас работает в тестовом режиме, привести материально-техническое обеспечение учреждения в соответствие с Табелем технического оснащения».

Формирование НСЗУ — начало внедрения страховой системы оказания медицинской помощи. На первом этапе реформа предусматривает изменение порядка финансирования первичного медицинского обслуживания на уровне действующих медицинских учреждений первичного звена, к которым отнесены поликлиники и амбулатории.

Полный переход на страховую медицину будет совершен в течение трех лет. За это время, как считают инициаторы реформы, будет создана и начнет действовать «семейная страховая медицина европейского образца», при которой пациент будет сам выбирать специалиста, заключая с ним соглашение. То есть, в каждом «обновленном» медицинском заведении граждане Украины с апреля этого года начнут выбирать врача первичной помощи (семейного врача, терапевта, педиатра) и подписывать с ними декларации. Выбор врача будет происходить без территориальной привязки (место прописки или проживания не будет иметь значения при выборе «своего» специалиста).

Соглашение между пациентом и врачом будет содержать перечень услуг, оплачиваемых государством. Врач первичного звена также будет выдавать справки, проводить профилактический осмотр, первичную диагностику. Если услуги врача по каким-либо причинам пациента не удовлетворят, он сможет сменить специалиста на другого, а каждый врач станет получать оплату в зависимости от объема выполняемой работы и количества пациентов.

Законодатели планируют, что подобная схема с 2020 года будет распространена на все больницы, а в течение ближайших лет будут поэтапно запущены пилотные проекты в рамках отдельных лечебных учреждений, территориальных или городских медицинских структур. В течение 2018-2019 годов КМУ будет применять механизмы субвенции (вид денежного пособия субъектам хозяйствования, который, в отличие от дотации, подлежит возврату при его нецелевом использовании) для поддержания реализации реформы в тех учреждениях, где возникнут финансовые затруднения.

Разработан и будет внедрен государственный стандарт медицинских услуг. Средства за оказанные медицинские услуги будут переправляться посредством «национального агентства медицинского страхования», которое выступит техническим оператором. Разумеется, его «деятельность обещает быть прозрачной и доступной для контроля со стороны надзорных органов и общественности».

В то же время ЗУ №2168-VIII, прежде всего, определяет финансовые гарантии со стороны государства при предоставлении необходимых услуг пациентам по медицинскому обслуживанию (медицинских услуг) и по обеспечению лекарственными средствами надлежащего качества по программе медицинских гарантий. Он призван урегулировать взаимоотношения между государством, медицинскими учреждениями и пациентами в части обеспечения финансирования расходов на медицинское обслуживание и лекарственные препараты за счет средств государственного бюджета Украины.

Под программой государственных гарантий медицинского обслуживания населения законодатели подразумевают подробный перечень видов медицинской помощи и медикаментов, оплата которых должна быть осуществлена полностью за счет бюджетного финансирования и которые будут обязательно предоставлены как гражданам Украины, так и иностранцам, которые пребывают на территории Украины, лицам без гражданства и «представителям других социальных групп». (При этом в законе нет ни слова о механизме обеспечения финансирования, а речь идет исключительно о «предоставлении гарантий со стороны государства»).

При этом нельзя не отметить, что ч. 2 ст. 4 ЗУ предписывает, что иностранцам и лицам без гражданства государство обеспечит оплату лишь необходимых медицинских услуг и медикаментов только в случае оказания экстренной медицинской помощи. Более того, указанные лица обязаны компенсировать государству полную стоимость оказанных медицинских услуг и медикаментов.

Гарантии выданы государством далеко не для всех видов медицинской помощи, которую до сих пор оказывали государственные лечебные учреждения, а лишь для части таких услуг.

Так, под программу медицинских гарантий подпадают профилактика, диагностика, лечение и реабилитация в связи с болезнями, травмами, отравлениями и патологическими состояниями. Полный перечень таких услуг указан в ст.4 ЗУ №2168-VIII, а именно: экстренная медицинская помощь; первичная медицинская помощь; вторичная (специализированная) медицинская помощь; третичная (высокоспециализированная) медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь; медицинская реабилитация; медицинская помощь детям до 16 лет; медицинская помощь в связи с беременностью и родами.

Установлено, что за счет бюджета отдельной строкой проходит финансирование обеспечения «общественного здоровья» — расходы, связанные с ликвидацией эпидемий, осуществлением медико-социальной экспертизы, проведением судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз и т.п.

Важно отметить, что услуги и лекарства, не включенные в перечень, «могут покрывать бюджетными средствами в рамках специальных программ, местных бюджетов, программ страхования, а также за счет других физических лиц». Стоит добавить, что медицинское обслуживание отдельных категорий лиц будет происходить за счет государственного бюджета, местных бюджетов, средств государственных целевых фондов. Это означает, что, например, участники боевых действий, ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС и некоторые иные категории граждан, которым законом предусмотрена государственная поддержка, не вправе претендовать на финансовые гарантии медицинского обслуживания в рамках ЗУ №2168-VIII.

Программу медицинских гарантий и перечень медицинских услуг ежегодно будет утверждать Верховная Рада Украины при принятии бюджета на соответствующий год. При этом, отмечена «недопустимость сокращения программы медицинских гарантий».

Законом также очень обширно описано право органов местного самоуправления на финансирование расходов на медицинское обслуживание. Однако местному самоуправлению и до этого никто не запрещал осуществлять дополнительное финансирование медицинских учреждений. Гораздо важнее вопрос источника финансирования в местных бюджетах. И наполняемость местных бюджетов соседних административно-территориальных единиц тоже бывает разной в зависимости от количества налогоплательщиков. Таким образом, жители соседних районов рискуют оказаться в разных условиях финансирования медицинского обслуживания. А медицинский персонал и подавно, что может вызвать прямую дискриминацию и поставить качество обслуживания пациентов в зависимость от места регистрации. Такой фактор однозначно положит начало увеличению разницы в качестве обслуживания и в спектре предоставляемых медицинских услуг.

Тут следует обратить особое внимание на усиление и обновление материально-технической базы, на капитальный ремонт и кадровую укомплектованность лечебных учреждений, а также их профильную дифференциацию в рамках государственного и местного финансирования. Следуя логике законодателя в регионах с низкой плотностью населения и неразвитой экономикой (сельскохозяйственные районы, заповедники и т.д.) медицинское обслуживание будет сведено к уровню фельдшерского пункта.

ЗУ «О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения» (ст. 6) установлены права и обязанности пациентов.

Пациент имеет право:

  • Получать медицинское обслуживание и лекарственные средства должного качества в рамках программы;
  • Бесплатно получать информацию от уполномоченного органа относительно программы медицинских услуг;
  • Выбирать врача в порядке, установленном законодательством;
  • Обжаловать действия (бездействие) и/или решения поставщиков медицинских услуг (врач, медучреждение, уполномоченный орган);
  • Защищать свои права в судебном порядке;
  • Обращаться за помощью в Совет общественного контроля относительно действий поставщиков медицинских услуг.

В обязанности пациентов входит:

  • Предоставлять достоверную информацию (в том числе и документальную) поставщикам медицинских услуг, врачам (подразумевается и доступ к персональным данным и другой информации, содержащейся в «электронной системе здравоохранения», в т.ч. к информации о состоянии своего здоровья, диагнозе, о сведениях, полученных во время медицинского обследования, с условием соблюдения такими лицами требований ЗУ «О защите персональных данных»);
  • Выполнять врачебные предписания и внутренний режим лечебного учреждения;
  • Проходить профилактические осмотры;
  • Выполнять другие предписания в рамках мероприятий, направленных на охрану здоровья.

Анализ прав прямо приводит к выводу об отсутствии конкретных прав у нуждающегося в лечении лица. Все описанные права и так существуют у граждан и их дублирование в этом ЗУ не несет никакой смысловой нагрузки. Из обязанностей пациента можно выделить одну- предоставлять врачу полную информацию о своем здоровье…

Для потребителей медицинских услуг в структуре МОЗ создан Совет общественного контроля, который наделен, помимо всего прочего, правом проведения проверок качества медицинских услуг и правом заслушивать отчеты уполномоченного органа.

Законом установлены основные требования к договору о медицинском обслуживании населения. Следует отметить, что данный договор заключается между учреждением здравоохранения независимо от формы собственности или физическим лицом — предпринимателем, которое в установленном законом порядке получило лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике, и Уполномоченным органом и является договором в пользу третьих лиц — пациентов.

Отдельно необходимо остановиться на порядке получения медицинских услуг и медикаментов по программе медицинских гарантий (ст. 9 ЗУ).

В случае потребности в медицинских услугах и медикаментах больной или его представитель должен обратиться к поставщику медицинских услуг. Больной или его представитель должен реализовать свое право на выбор доктора путем подачи медицинскому учреждению декларации о выборе доктора, который оказывает первичную врачебную помощь. Поставщикам медицинских услуг запрещено отказывать в принятии декларации о выборе доктора. В случае невозможности избрания доктора больной имеет право обратиться в уполномоченный орган или же в его территориальный орган за разъяснениями относительно поставщиков медицинских услуг, связанных с предоставлением первичной врачебной помощи, и обеспечением больному способности реализовать его право на выбор доктора.

Конфигурация декларации и порядок выбора доктора, оказывающего первичную врачебную поддержку, утверждает центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий государственную политику в сфере здравоохранения.

Вторичная и иные виды медицинской помощи, на которые будет распространена государственная гарантия, может быть определен врачом первичной медицинской помощи. И далее декларация уже не нужна.

В ст.10 ЗУ прописана процедура и источник оплаты медицинских услуг и лекарственных средств в рамках государственных гарантий. Тарифы оплаты медицинских услуг являются едиными для всех медицинских учреждений Украины.

Тарифные ставки будут определоены несколькими методиками:

  • Тарифы по глобальным ставкам за определенный период и за установленный объем услуг;
  • В виде фиксированной ставки для каждого пациента;
  • Тарифная ставка по каждой услуге;
  • Тариф на пролеченный случай;
  • Тариф по результатам исполнения условий договора о поставке услуги.

При расчете тарифов в части компонента зарплаты лечащего врача будет использован коэффициент 250% от среднего размера заработной платы за июль года, который предшествует расчетному периоду. Например, на 2018 год будет использован показатель средней зарплаты в июле 2017 года.

Данные о пациентах и медучреждениях будут хранить в электронной базе.

Контроль за предоставлением медицинских услуг и систематическое проведение анализов результатов эффективности работы медицинских учреждений возложены на органы исполнительной власти.

Таковы общие черты нововведений медицинской реформы. Ближайшее будущее покажет, что принесёт она нашим соотечественникам.

Читайте также: