Мужество предшественников должно быть примером для нас

В_штыковую_атаку

Мы часто повторяем стихотворение Анны Ахматовой «Мужество», написанное в 1942 году. Это было время разгара Второй Мировой войны. Ленинград (Санкт-Петербург), где поэтесса провела большую часть своей жизни, уже был в блокаде (с 8 сентября 1941-го). Однако Анне Андреевне, несмотря на трагические события тех дней и лет, хотелось верить в лучшее — в освобождение и победу, как и всем её современникам, не причастным к развязыванию мировой бойни, как и всем нам в сей час.

Почему мы снова и снова возвращаемся к образам, поставленным поэтессой во главу угла?

2018-й открыл череду больших юбилеев событий Отечественной войны 1941-1945 годов: 2 февраля — 75-летие победы в Сталинградской битве, 12 июля — 75 лет битве под Прохоровкой, 23 августа- завершение битвы на Курской дуге. И далее идет череда великих промежуточных побед, освобождений городов, (например, Харькова 23.08.43; Донецка 08.09.43; Киева 06.11.43) метра за метром земли нашей страны, вплоть до самой Великой Победы мая 1945-го, 75-летний юбилей которой нам предстоит отметить в 2020 году. И хотелось бы отметить достойно, соответствующим образом подготовившись. И чтобы помнить и не забывать, эти ахматовские строки хочется и нужно повторять ещё и ещё раз!

Без всякого сомнения «Мужество» Ахматовой- одно из величайших произведений времен Великой Отечественной, которое не теряет своей актуальности и 76 лет спустя написания, не потеряет и «навеки».

В словах о мужестве теперь нуждается каждый. Всем, ориентирующимся на добро, нужны они, чтобы взять пример от благородных предшественников. Мужество — это сильное сердце и стабильность в намерении, когда стремишься к желаемому доброму результату, понимаемому как исполненное чувство долга. Это следствие такого состояния души, проявление которого существует в сердце и осознано разумом прежде, чем оно найдёт выражение в речи, на языке, в словах.

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Наверное, геройский поступок может быть совершен в состоянии аффекта, в результате душевного волнения, страсти. Но мужество всегда спонтанно, его корни лежат глубоко в натуре человека, качества которой приобретены от предков, были укреплены, развиты или возникли в результате воспитания, социализации, приобретения знаний.

Не нужно путать храбрость и мужество. Второе — основа в приобретении совершенств и достижении высот. Если сердце ослабло из-за отсутствия силы и храбрости, в этом есть трусость; если злоупотребил силой и забыл справедливость, то это — преступное безрассудство и жестокость. Трусливый должен излечить трусость через уничтожение ее источника. Если она вызвана невежеством, тогда это невежество следует лечить поиском знаний. Источником может быть и страх перед неизвестным, и это тоже излечимо — через опыт. Мужественность же — черта осознанности: долга и необходимости его исполнения тобой; опасностей, страхов и нужности их преодоления; собственной ответственности, которую невозможно переложить; осмысленности своей роли в процессе, требующем жертвенности потому, что «можно потерять всё, даже эту жизнь, всё, кроме этого!»

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Тема стихотворения — мужество народа в борьбе за сохранение своей идентичности и культуры. Ахматова призывает не бояться трудностей, вести борьбу и сохранять веру в будущую Победу. И дорожить родными языком и культурой, чтобы ответственно передать их внукам, будущим поколениям.

Основные образы — вдохновляющие, призывающие к действиям и, одновременно, напоминающие об ответственности, которую нельзя переложить на других, — великое русское слово, олицетворяющее всё богатство родной культуры, и мужество — бесстрашие перед смертью и испытаниями, но не как просто храбрость или безрассудная смелость, но именно как осознанное чувство, лежащее в основе всякого доблестного и доброго служения Родине, своим родным и близким, идеалам дедов-прадедов и даже служения Богу. Также представлен образ внуков — будущих поколений, которым предстоит жить после войны. И которые тоже должны будут беречь родные язык и культуру для последующей передачи своим потомкам-последователям.

Для достижения осмысленных целей первоначальные склонности и характер могут быть изменены (как, например, застенчивость и робость, разные слабости, страхи, безволие, незнание, непонимание). Наличие сильных, мотивированных убеждениями, знаниями и опытом сердца и разума ведут к победе. К такой победе, которая, как и делающие её, и совершающие ради неё подвиги, «мотивирована» добрыми помыслами и чистыми намерениями даже в адском пламени самой бесчеловечной войны, известной нам из описанной истории.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

«Свободным и чистым тебя пронесем» — это не только о том, «что мы сохраним», но и о том, «какими оставаясь, будучи, став — мы это сделаем».

Ахматова написала не только от своего имени, но от имени всего народа «мы знаем», «на наших часах», «нас не покинет», «пронесём». Она чувствует себя частью и народа, и его борьбы, понимает, что та, современная ей война, имеет особое значение не только для людей 40-х годов ХХ столетия, но и для будущего нашей страны и всего человечества. От её исхода зависели (и по-прежнему зависят) жизнь, свобода и нашего народа, и его культурного наследия. Эти знание и понимание выражены в первых двух строках стихотворения.

Народ жив, пока жива его культура, родной язык, пока есть в нем достаточно человеческих личностей, для которых они имеют непреложную ценность. Страна жива, пока жив народ, объединяющий собою и обороняющий её земли и края, сам будучи объединенным родственными, языковыми, культурными и духовными узами.

Говорят, храбрость и мужество (на примере воинских) при встрече с реальностью бывают проявлены тремя видами: 1. Воин, стоящий перед вражеской армией, вызывает вражеского соперника выйти к нему на поединок и сразиться с ним. 2. Воин остается спокойным, сконцентрированным и невозмутимым в самый накал битвы и тем больше, чем больше накал. Когда другие поддаются страху, он не теряет присутствия духа, а действует таким образом, что доказывает: он полностью контролирует себя. 3. Воин, который, когда все отступают, остается твердым и зовет их назад и ободряет их продолжать сражение. Он становится препятствием между ними и врагами, укрепляет сердца своих товарищей, поддерживает слабых пламенными словами, поднимая их боевой дух. Он помогает тому, кто упал, подталкивает того, кто остановился, и так до тех пор, пока враг не впадёт в отчаяние. Такой человек самый мужественный, и о таком сказано: «Боец позади убегающих подобен просящему прощения за небрежных».

Герой — это человек, который овладел своей страстью и направил её к тому, к чему обязал долг, и отвернулся от того, что долг запретил. Мужественные — те, кто уверенно знают, что смерть не ускорится и не задержится. Они не боятся и не бегут от нее, так как знают, что защиты и спасения от смерти в этой жизни, в этом мире нет. Так или иначе, она придет в свой срок.

Отважными, бесстрашными, мужественными героями наш народ не беден — их очень много, уже почти бесчисленное количество. Не обо всех нам известно из былого, но не меньше проявят себя в настоящем, и много их будет в грядущем.

Но даже бывшее — хороший урок. И те герои, и те, кто воспели мужество, о ком мы сегодня напомним, — только начало будущего, которое лежит перед нами, словно поле, которое следует со знанием дела очистить от бурьянов, вспахав, засеять и вырастить на нём добрый урожай.

С.Белый

На фото: Штыковая атака красноармейцев. Подразделение  лейтенанта  Хусаинова поднялось  из  окопов  для штыкового удара. Ноябрь 1941 года

Читайте также: