И снова о пенсионной реформе

Пенсионная_реформа

Изменения в области пенсионного обеспечения граждан на Украине продолжают «набирать обороты».

С 2019 г. должен начать работать 2-й уровень пенсионной системы, суть которого в том, что каждый гражданин Украины (или работодатель от его имени) из зарплаты будет отчислять определенную сумму на государственный счет, с которого на пенсии можно будет получать дополнительные выплаты. Напомним, что 1-й уровень — это солидарная система, функционирующая сейчас (из зарплаты работников автоматически отчисляют взносы в Пенсионный фонд Украины (ПФУ).

3-й уровень — добровольно накопительный — на Украине тоже уже давно существует, хотя и не все об этом знают. По словам экспертов, каждый 13-й гражданин Украины использует такую систему накопления. Правда, у большинства отсутствует мотивация откладывать деньги на будущее, да и люди продолжают сомневаться в том, сможет ли государство, в случае чего, защитить их вклады…

В данной статье мы рассмотрим перспективы реформирования пенсионной системы на Украине, а именно: преимущества и риски накопительных пенсий и когда они будут введены. Так же мы разберем вопрос: что же такое 2-й уровень накопительной системы, должен ли он быть обязательным, какие вызовы сейчас стоят перед всей пенсионной системой и как наши соотечественники могут накопить себе «на старость»?

Среди экспертов, государственных деятелей и политиков распространено мнение, что «солидарная пенсионная система не выдерживает нагрузку». Сейчас дефицит ПФУ превышает 140 млрд грн, усиливая давление на госбюджет.

Через 20-30 лет по некоторым прогнозам количество трудоспособных жителей с 25 млн упадёт до 16 млн, а число пенсионеров вырастет с нынешних почти 9 млн до 12. В связи с этим органы государственной власти предполагают ввести 2-й уровень пенсионной системы. По замыслу его инициаторов, с момента запуска в 2019 году рынок капитала на Украине в течение трех лет «получит 100 млрд грн отчислений, что позволит обеспечить миллионам украинцев беззаботную старость».

На рассмотрении в ВРУ лежит проект ЗУ №6677 от 10.07.2017 г. о внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно внедрения накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования. Его суть — установить обязательное отчисление денег в негосударственные пенсионные фонды. Платить взносы должны будут все, кому сейчас меньше 35-ти, сначала — 2% от заработка, а отчисления постепенно увеличат до 7%. По крайней мере, такие цифры в нынешней версии документа.

Некоторые эксперты и зачинатели изменений считают, что пенсионные отчисления из зарплаты имеют «плюсы»: независимость от государства и трудностей ПФУ, персонификация и индивидуализация накоплений — это только ваши деньги, никто их не «перераспределит», соответственно, вы получите именно такую пенсию, которую заработали. Далее — свою пенсию можно будет оставить в наследство — это ваши личные деньги, государство на них не может претендовать, разве вы их самостоятельно ему завещаете. Отложенные на пенсию деньги можно инвестировать: в недвижимость, ценные бумаги, акции, золото, поставить на банковские депозиты, что повысит их «покупательную способность». Инициаторы законопроекта уверены, что управление пенсионными активами негосударственными компаниями будет более эффективным, чем в ПФУ. Но этот вопрос перетекает в возможные «минусы»: компания-управленец должна действительно эффективно использовать пенсионные накопления, а также – прозрачно; кроме того, она не должна стать банкротом или «уехать с деньгами за кордон». А для этого нужна соответствующая регуляция со стороны государства.

К реформированию пенсионной системы, как утверждают ее апологеты, подталкивает демографический кризис: количество работающих стает меньше, а пенсионеров — продолжает расти.

Сейчас соотношение пенсионеров и плательщиков взносов выглядит так: на 100 плательщиков — 95 получателей. В будущем число пенсионеров на 100 плательщиков может составить от 114 до 125. По мнению некоторых социологов, на Украине «нет ресурса для мобилизации дополнительных плательщиков взносов в солидарную систему, т.к. демографическая ситуация оставляет желать лучшего». Практически все озвучиваемые демографические прогнозы говорят о том, что население Украины в будущем будет быстрыми темпами устаревать, а численность его падать. Известно, что в 2017 г. население Украины в возрасте 15-70 лет составляло около 28,8 млн, из которых только 12,5 были официально трудоустроены. Около 1,7 млн — безработные, 5,9 млн — пенсионеры, 4,7 — ученики, студенты и те, кто выполняют домашние и семейные обязательства, а еще 3,7 млн — люди с «неформальной занятостью».

Среди рисков запуска накопительной системы пенсий можно назвать как минимум две главные проблемы, которые надо решить. Речь идет о двух законопроектах, которые лежат в ВРУ: они меняют правила регулирования, структурируют регуляторов на финансовом рынке и рынке ценных бумаг, дают им полномочия самостоятельно «наводить там порядок». Необходимо не просто принять законы, но и запустить и имплементировать новую систему регулирования, до того как заработает система накопительных пенсий. Второй вопрос — это ресурс, с которого будут идти накопления. Это дополнительные взносы, и это повышение нагрузки на заработную плату. Тут вопрос — как это воспримут работники, бизнес, не будет ли усилена тенезация экномики. Поэтому, пока не приняты и не имплементированы необходимые законы, нельзя запускать систему. Главные риски накопительной пенсионной системы — нестабильность и слабость национальной валюты, непредсказуемость развития событий, несостоятельность делать прогнозы даже на полгода вперед.

Институционально все условия для накопительной пенсионной системы были созданы еще в 2004 г. С 1 января 2004 г. вступил в силу ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», который предусматривает создание новой пенсионной системы. Этот ЗУ задекларировал введение трехуровневой пенсионной системы. Но негосударственные пенсионные фонды, которые должны были взять на себя добровольное накопительное страхование, не обеспечили сохранность денег: из-за несостоятельности финансового рынка, инфляции и других рисков, в частности — постоянных политических и социально-экономических кризисов. Доверие населения к внедрению таких нововведений упало еще больше, и теперь, по мнению экспертов, накопительную систему хотят сделать принудительной. Вместе с тем, как утверждают инициаторы введения изменений, уже в следующем году, «реформированная пенсионная система не будет означать отмены солидарной системы пенсий, так как нынешним пенсионерам тоже нужно выплачивать, и им пенсии начисляют из ПФУ, который не есть часть бюджета, а поэтому должен получать средства не из налогов, а из взносов того поколения, которое работает».

Главной новацией накопительных пенсий объявлено запланированное введение системы персональных накопительных счетов. Их тоже будет учитывать ПФУ. Отсюда и вытекает истинная цель предлагаемых изменений — собрать дополнительные средства в фонд и решить проблему его дефицита, уровень которого на 2018 г. КМУ заложил в размере 139,3 миллиарда гривен (постановление от 11 января 2018 г. №8). Такая сумма будет выделена из госбюджета на выплату пенсий и она составляет 65% планируемых доходов ПФУ.

Решить проблему дефицита бюджета можно исключительно экономическими методами — повышением заработных плат и созданием новых рабочих мест. Сегодня средняя доля зарплаты в экономике Украины составляет 13,1% всех производственных затрат, аналогичный показатель в государствах ЕС — 45%. Следует отметить, что экономики большинства т.н. «развитых стран» имеют обязательную систему накоплений пенсий. В украинском законе о пенсионной реформе прописан срок для внедрения накопительной пенсионной системы — до 2019 г. Но ВРУ еще не приняла законы, которые регулируют эти процессы на государственном уровне. А от времени их принятия нужно минимум полгода, чтобы все инструменты и механизмы успели заработать. Поэтому указанный срок выглядит маловероятным. Между солидарной и негосударственной накопительной пенсионной системой есть 2-й уровень. В разных государствах он имеет свою специфику. Фактически это очень большой пенсионный фонд, работающий по принципу НПФ (негосударственный пенсионный фонд).

Однако есть отличие: если в НПФ идут добровольные отчисления, то 2-й уровень обязывает работодателя делать выплаты дополнительно к единому социальному взносу. Согласно депутатскому законопроекту №6677, процент будет постепенно увеличен — от 2% до 7%. В проекте КМУ, где разработчиком была НКЦБФР, предложили поднять эту выплату аж до 15%, при этом чтобы администрирол 2-й уровень именно ПФУ, а активы были распределены между КУА (компании по управлению активами) действующими НПФ. Однако окончательного варианта пока нет — идет процесс обсуждения. В любом случае бизнесу нужно будет платить больше — 28% или 37%.

Пенсионная реформа, помимо новых требований к пенсионному возрасту и страховому стажу, привела к комплексным переменам в системе пенсионного обеспечения, в т.ч. изменениям в процедуре начисления и индексации пенсий. И все это вместе — к возникновению множества вопросов у нынешних и будущих пенсионеров.

Законом №2148-VIII от 03.10.2017 г. «О внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины о повышении пенсий» предусмотрено постепенное изменение пенсионной системы в течении следующих 10 лет. По сути, из-за увеличения требований к страховому стажу, граждане Украины каждый год будут выходить на пенсию по новым правилам.

По утверждению некоторых специалистов, внедрение трехуровневой системы решит комплекс проблем. По их мнению, каждый гражданин «в любом случае» будет участвовать в солидарной (которой предусмотрено отчисление определенного процента зарплаты в ПФУ) системе, поскольку это «является «страховкой от бедности». 2-й уровень — это обязательная накопительная система, когда частные лица будут обязаны отчислять 2% заработной платы на личные пенсионные счета. И 3-й уровень — добровольные отчисления в НПФ — для тех кто будет иметь возможность и желание «откладывать дополнительно».

Приведут ли все эти мероприятия к улучшению благосостояния пенсионеров — будущее покажет.

Читайте также: