Изменения в системе образования — 2018/19

Реформа_образования

С нового учебного года на Украине вступила в силу реформа образования, которую ВРУ одобрила еще осенью 2017 г. Над реформой Министерство образования и науки работало 2 года. Его чиновники заявили о том, что учли опыт Канады, Финляндии, Польши, Шотландии, Ирландии, Франции и Сингапура. Также впервые реформа поддержана значительным финансированием, на нее предусмотрен 1 миллиард 869,8 млн грн. В частности, 386,5 млн грн — на повышение квалификации учителей и 998,7 млн грн — на обеспечение начальных классов учебными средствами и мобильной мебелью.

Реформирование системы образования начато с 1 сентября 2018 г. и будет осуществлено до 2030 г. В этой статье мы рассмотрим, какие изменения ожидают первоклассников и их родители, и чего вообще ждать от реформы.

К настоящему моменту общие контуры большой реформы образования уже размечены. Все нововведения можно разделить на два условных блока: нейтрально-аполитичный и политически-резонансный. Реакция общества на каждый из них заметно различима, но благодушной ее нельзя назвать в любом случае. В целом школу предполагают сделать более профильной — и это один из мировых трендов. Учеников, уже определившихся со своими приоритетами в будущей профессии, избавят от части нагрузки за счет второстепенных предметов, концентрируя на тех, которые позволят подготовиться к поступлению на конкретный факультет вуза. То есть, если ребенок решил, что станет филологом, языками он будет заниматься больше, а физикой меньше…

Другое дело, что отдельные аспекты реформы выглядят неожиданно. Например, министерство науки и образования не только предлагает объединить физику, химию и биологию в один предмет, но и включить в этот курс довеском астрономию, экологию и географию. Назвать этот мегапредмет хотят в духе начальной школы — «Человек и природа».

Одно из главных нововведений: дети, которые пошли в школу в этом году, будут учиться 12 лет. Согласно новому закону, среднее образование будет разделено на 3 уровня. Первый — начальное образование (4 года), его реформа стартовала в 2018-м. Второй — базовое среднее образование (5 лет; с 1 сентября 2022). Третий — профильное среднее образование (3 года; с 1 сентября 2027), которое будет состоять из 2 уровней.

С 1 сентября 2018 г. 1-4 классы уже проходят «науку» по новому учебному плану. В 1 классе больше часов (315 вместо 272) будет уделено изучению языка и литературы, математики (140 вместо 136). На предметы «Гражданственность и история», «Природоведение», «Общество и здоровье», «Технологии и информатика» будет выделено 140 часов, а физкультуры станет меньше (105 часов вместо 136). Во 2-4 классах также больше часов на математику, язык и литературу, на гражданственность и историю. Физкультурой дети будут заняты столько же, сколько и в 1 классе. По сравнению с 1 классом в 2 раза увеличат дополнительные часы для изучения предметов.

Изменению подлежат также оценивание и домашние задания в начальных классах. В 1 классе на дом детям вообще не будут ничего задавать, во 2-м — по решению руководства школы, но чтобы это занимало у школьников не больше 45 минут. В 3-4 классах домашнее задание уже будет, на него у детей должно будет уходить не больше 1 часа 10-30 минут. Кроме того, в 1-2 классах будет исключительно вербальное оценивание, то есть оценивать станут процесс учебы, а не результат. В 3-4 классах к этому прибавят итоговое оценивание.

Также объявлено намерение вывести из категории обязательных к изучению точные науки и объединить алгебру с геометрией в единый предмет «Математика». Пока эти нововведения будут внедрены только в старших классах, но уже успели вызвать у педагогической общественности ряд серьезных вопросов. Школьные учителя подозревают, что причина в банальном желании сэкономить на педагогах, ведь в большинстве случаев для ведения каждого из упомянутых предметов нужны отдельные специалисты. Если же реформу реализуют в том виде, в каком она презентована, можно будет оплачивать ставку лишь одному педагогу вместо 4-5.

Министр образования и науки Лилия Гриневич даже не стала скрывать, что в конечном итоге будет сокращено как минимум 3800 учительских ставок. В каждом конкретном случае открытым есть вопрос: кого уволят, а кому доверят читать новый суперпредмет — физику, химику, биологу, географу или астроному. То, что учитель физики и астрономии это одно лицо (так было при «советах»), можно признать логичным. За остальных боязно. Научное сообщество от происходящего тоже не в восторге. К примеру, в Национальной академии наук новации Минобра подвергли резкой критике. Ученые указывают на неизбежное падение уровня преподавания, поскольку педагоги для новых объединённых предметов отсутствуют, для их подготовки нужно как минимум 5 лет. По мнению экспертов, нововведения приведут к дальнейшему падению общего интеллектуального уровня выпускников, а в дальнейшем — к снижению количества аспирантов, научных и научно-педагогических работников, что может вызвать усиление упадка отечественной науки и системы высшего образования. Внедрение этих новшеств может также повлечь за собой массовые увольнения школьных учителей естественных дисциплин, а это приведет к полной деградации кадрового потенциала образовательной сферы.

Объединение ряда предметов в один запланировано с сокращением часов, как например, объединение зарубежной и украинской литературы в общий предмет под названием «Словесность». Тут стоит отметить, что русскую литературу школьники уже изучают как иностранную. Сокращение с 4 до 2 литературных часов прилагается… Аналогичное объединение с сокращением также ждет историю Украины и всемирную. На фоне урезания объемов преподавания и сокращения количества обязательных предметов с 22 до 9 особенно загадочно выглядит одновременное увеличение общей продолжительности обучения в школе до 12 лет. Это вызвало массовое недоумение родительских комитетов, не понимающих, чем предполагают наполнить эти годы жизни их детей. Ответ порадует немногих: помимо прочего, патриотическим воспитанием и физкультурой, преподавание которых планируют расширить.

На фоне столь радикальных изменений другие (пусть и многочисленные) нововведения в системе образования выглядят уже не столь примечательно. Отказ от оценок в младшей школе, большая автономизация школ, фактическое узаконивание репетиторства — всё это явления дискуссионные, но относительно объяснимые в современных реалиях. В любом случае посмотреть на результат будет интересно.

С 1 сентября 2018 года на Украине запрещено образование на любом языке, кроме украинского. На переходный период до 2020 г. это правило действует с 5 класса, далее — с 1-го и на весь период обучения. Нетрудно догадаться, против какого именно языка направлен новый закон. В документе сделан небольшой формальный реверанс (можно организовать отдельные классы) в адрес коренных народов, которыми считают почему-то только крымских татар, караимов и крымчаков. Также анонсирована возможность преподавать несколько предметов на английском языке и языках Евросоюза. А вот для русского места не предопределено вообще.

 

Итак, начатая реформа нацелена на введение и имплементацию западного опыта и приближение украинской школы к нормам ЕС. Среди нововведений можно выделить обучение по программам 12-летнего полного общего среднего образования, объединение и унификация предметов, возможность для учащегося выбора предметов, введение украинского как единого языка преподавания, сокращение часов на изучение ряда предметов.

Читайте также: