О порядке регистрации и свободе выбора места жительства

Прописка

Как часть процесса «реформирования политико-социальной сферы», Кабинет Министров Украины (далее — КМУ) планирует внести ряд поправок в Закон Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине» (№1382-IV от 11 декабря 2003 года). В частности, предусмотрено введение
проверок фактов проживания граждан в местах их регистрации, органам регистрации будет разрешено проводить такие проверки. Право на свободу передвижения и выбора места проживания гарантированы Конституцией Украины. Оно также закреплено Общей декларацией прав человека, Международным пактом о гражданских и политических
правах, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и протоколами к ней, другими международными договорами Украины. В данной статье мы рассмотрим, какие именно поправки к Закону Украины (далее — ЗУ) «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в
Украине» могут быть приняты и как это затронет жизнь обычных граждан Украины. Рассматриваемый закон, кроме детализации понятия законодателя о том, что такое право на свободу передвижения и выбора места проживания граждан Украины, также определяет порядок реализации свободы пере-
движения и свободного выбора местожительства и регулирует случаи их ограничения. Статьей 2 этого ЗУ устанавливает, что гражданам Украины, а также иностранцам и лицам без гражданства, которые на законных основаниях пребывают на территории украинского государства, гарантированы свобода
передвижения и свободный выбор места проживания на его территории, за исключением ограничений, установленных законодательством. Регистрация места жительства или места пребывания лица или отсутствие регистрации не могут быть как условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией, законами или
международными договорами Украины, так и основанием для их ограничения. Статьей 3 гарантирована свобода передвижения, то есть — право гражданина Украины, а также иностранца и лица без гражданства, которые на законных основаниях находятся на территории Украины, свободно и беспре-
пятственно по своему желанию перемещаться по территории Украины в любом направлении, любым способом, в любое время, за исключением ограничений, устанавливаемых законом. Свободный выбор места жительства или пребывания — право гражданина Украины, а также иностранца и
лица без гражданства, которые на законных основаниях находятся на территории Украины, на выбор административно-территориальной единицы, где они хотят проживать или находиться. При этом установлено, что под местом пребывания законодатель подразумевает — административно-территориальную единицу, на территории
которой лицо проживает сроком менее шести месяцев в году, а под местом жительства — жилье, расположенное на территории административно-территориальной единицы, в котором лицо проживает постоянно (более шести месяцев в году), а также специализированные
социальные учреждения, учреждения социального обслуживания и социальной защиты, воинские части (какместо проживания военнослужащих). ЗУ «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине» с 2004 года редактировали уже более десяти раз. Теперь в «недрах» КМУ решили внести изменения в правила «прописки» граждан. В частности, есть намерение ввести штраф за
проживание не по месту регистрации (прописки) в размере до 1700 гривен. Именно эта новость в первую очередь поразила порядка десяти миллионов граждан Украины — а именно столько наших соотечественников, по данным экспертов, сегодня проживают не по тому
адресу, который указан в их паспорте. Штрафовать намерены также за «предоставление ложных данных о фактическом месте проживания». Например, если гражданин зарегистрирован в одной квартире, а ночует в другой, то ему грозит штраф — независимо от того, как его сформулируют. Искать таких
злостных «непроживальщиков» власть планирует … путем выборочного слежения. Метод слежения, который уже широко обсуждают в массах населения: может быть и традиционный опрос соседей, и установка камер видеонаблюдения. Таким образом, выходит, что, если вы поехали погостить на ме-
сяц к теще, или выбрались на лето на дачу пожить, и при этом не перерегистрировались — «нарушили закон»? Многие в этих планируемых нововведениях усматривают нарушения тех самых свобод (перемещения и выбора места жительства), которые и должен защищать
рассматриваемый ЗУ в порядке реализации конституционных прав граждан. Но как считают некоторые эксперты, на самом деле планируемые изменения направленыне на слежку за гражданами, и даже не ради возможности взымания штрафов, а как способ жесткой привязки граждан к месту их регистрации.
Это уже затронуло детей: теперь у многих родителей возникают трудности с тем, чтобы отдать их в лучшую школу в другой район (в части возможности получать образование в бесплатных муниципальных школах). Вполне возможно, что данными изменениями в порядке
регистрации граждан Украины также привяжут и к поликлиникам, больницам по месту жительства. Свободный выбор «семейного врача» оставят, но он будет только в рамках районной действительности. Нужно отметить, что в случае утверждения таких нововведений, будет нанесен и удар по свободе выбо-
ра места работы. Представим только, с какими сложностями будут связаны варианты трудоустройства граждан в административно-территориальных единицах, отличных от тех, где конкретное лицо имеет официальную регистрацию. Ведь ни для кого не секрет, что найти и арендовать жилье, при
наличии достаточных средств, не проблема, а вот найти за те же деньги жилье с возможностью регистрации — это уже вопрос, на решение которого будет необходимо потратить значительно большие ресурсы. Кроме того, пострадают сотни тысяч граждан, жи-
вущих на съемных квартирах и не зарегистрированных в них. Также «пострадают» и владельцы этого жилья, которые зачастую не платят налоги с дохода, получаемого от сдачи жилплощади в аренду. Ловить «нелегальных арендодателей» раньше вроде не было законных оснований.
Благодаря новым поправкам к ЗУ «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине» теперь у властей возникнет возможность под видом проверки «достоверности данных о проживании» отслеживать, кто где живет, чтобы потом выяснить, какие кварти-
ры сдают в аренду. И затем, соответственно, применять санкции к «подпольным арендодателям». Кроме того, КМУ планирует также значительно упростить процедуру регистрации места жительства. Хорошо это или, наоборот плохо — нужно хорошенько подумать!
Ранее, по законодательству, процедура регистрации была довольно длительным процессом. Так, согласно статьи 6 рассматриваемого ЗУ, регистрация места жительства устанавливает, что гражданин Украины, а также иностранец или лицо без гражданства, постоянно
или временно проживающие на территории государства Украина, обязаны в течение тридцати календарных дней после снятия с регистрации места проживания и прибытии на новое место жительства зарегистрировать свое место жительства. Родители или другие законные пред-
ставители обязаны зарегистрировать место проживания новорожденного ребенка в течение трех месяцев со дня государственной регистрации его рождения. Регистрация места жительства должна быть осуществлена в день предоставления заявителем документов. Регистрация
места проживания по заявлению физического лица может быть осуществлена органом регистрации с одновременным снятием с предыдущего места жительства. В случае если лицо не может самостоятельно обратиться в орган регистрации, регистрация может быть осуществлена по обращению его законного представителя или
представителя на основании доверенности, заверенной в установленном законом порядке (то есть — нотариально). Сейчас для регистрации лицо или его представитель должен подать в орган регистрации (в том числе через центр предоставления административных услуг): пись-
менное заявление; документ, в который вносят сведения о месте жительства (паспорт); если ребенок не достиг 16-летнего возраста, следует подать свидетельство о рождении; квитанцию об уплате административного сбора; документы, подтверждающие право на прожи-
вание в жилье, пребывание или взятие на учет в специализированной социальной учреждении, заведении социального обслуживания или социальной защиты, прохождение службы в воинской части, адрес которых будет указан при осуществлении регистрации; военный
билет или удостоверение о приписке (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет или которые пребывают на воинском учете). В случае же подачи заявления представителем лица, дополнительно должны быть предоставлены: документ, удостоверяющий личность
представителя; документ, подтверждающий полномочия лица как представителя, кроме случаев, когда законными представителями являются родители (усыновители). Регистрацию места жительства по заявлению законного представителя осуществляют с согласия дру-
гих законных представителей. Следовательно, нужно оформление такого согласия. По желанию родителей или одного из них документы, предусмотренные требованиями закона для регистрации места проживания ребенка, могут быть представлены органам государ-
ственной регистрации актов гражданского состояния во время проведения государственной регистрации рождения ребенка. Органы государственной регистрации актов гражданского состояния в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, направляют указанные
документы органам регистрации для регистрации места проживания новорожденного ребенка. Регистрация места проживания новорожденного ребенка может быть осуществлена также на основании направленных органами социальной защиты населения данных, предоставленных законным представителем, с
которым постоянно проживает ребенок, в заявлении о назначении пособия при рождении ребенка. Регистрация места проживания возможна только по одному адресу. В случае если лицо проживает в двух и более местах, то он/она осуществляет регистрацию ме-
ста жительства по одному из этих адресов по собственному выбору. В случае, если новое место жительства будет в другой административно-территориальной единице, уполномоченный проводить регистрационные действия орган после регистрации такого места проживания дол-
жен послать сообщение о снятии лица с регистрации в соответствующий орган регистрации по прежнему месту жительства в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Вводимые изменения предусматривают, что процедура прописки-выписки теперь может быть проведена он-
лайн. Предполагают, что это значительно сократит время осуществления процедуры. Также можно будет подать заявление в регистрационный отдел, без необходимости собирать кучу справок и без необходимости ставить штамп в паспорт. Ведь всем известно, какой мукой, по-
рой, есть процесс прописки-выписки. Также нововведением инициаторы изменений предполагают и то, что для прописки не будут требовать согласия собственников жилья. Им просто потом сообщат, что в их квартире уже зарегистрированновый житель. Пока не совсем понятным остается вопрос, куда можно будет обжаловать факт прописки по-
сторонних людей в вашей квартире. На этот «каверзный нюанс» невозможно не обратить особое внимание: вполне возможно, он связан с планируемой «волной изъятия» жилья у вынужденных или злокозненных неплательщиков непосильных коммунальных тарифов. Также можно
предположить, что такое изменение лоббируют банкикредиторы, которые будут продавать неликвидные долги коллекторам, а те — будут буквально «выбивать» из должников долги, или отнимать жильё, в том числе и используя «подселение» новых жильцов…
Обозначенные поправки к ЗУ «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине» позволяют сделать вывод, что теперь каждому желающему гражданину может быть законодательно разрешено прописаться в любой квартире, без всякого разрешения и
вообще без уведомления владельца. Причем, ему за это грозит максимум штраф в 1700 гривен. Итак, это будет серьезное препятствие для «дебоширов» и «шутников», потому что 1700 гривен на сегодняшний день — это целая пенсия, две стипендии или средняя недельная зарплата.
Но это сущая мелочь для квартирных аферистов, а также тех, кто поставил себе целью кому-то серьезно насолить, заблокировав продажу или обмен недвижимости. И все же, впечатление такое, что описанные возможные нововведения направлены в первую очередь
на отслеживание неподконтрольной государству сдачи квартир в аренду. Если предлагаемые изменения будут легализованы, у государственных служб будет возможность под видом проверки «достоверности данных о проживании» отслеживать, кто где живет, чтобы потом
выяснить, какие квартиры сдают в аренду.

Прописка_2

Читайте также: