Мой дом — моя крепость

Моя-крепость

Верховной Радой Украины (ВРУ) 4 сентября 2018 г. отправлен на доработку проект ЗУ №6424-д «О внесении изменений в Жилищный кодекс Украинской ССР и другие законодательные акты Украины относительно обеспечения прав собственников (пользователей) помещений жилого дома». Данный закон должен был защищать права жильцов при перепланировке жилых квартир под нежилые помещения. Затронутая тема долго не находила должного правового регулирования в других законодтельных актах, которые были приняты за предыдущие 27 лет. В этой статье рассмотрим вопрос об отсутствии законодательного определения ограничений относительно использования жилого помещения для осуществления хозяйственной деятельности, а также перспективы и возможности введения административной ответственности за использование квартир в многоэтажных домах не по назначению. На законодательном уровне не обеспечено и не гарантировано обеспечение прав жителей жилых домов, их безопасности, норм использования помещений и соблюдение установленных правил.

Жилищный кодекс  Украины (ЖКУ) в первую очередь направлен на регулирование жилищных отношений с целью обеспечения гарантированного Конституцией права граждан на жильё, надлежащего использования и сохранности жилищного фонда, а также укрепления законности в области жилищных отношений.

Потребность в жилье как объективно необходимого условия для поддержания жизнедеятельности каждого человека называют жилой необходимостью. Степень ее удовлетворения характеризует жилищный вопрос, суть которого в недостатке упорядоченного жилья для значительной части населения — малообеспеченных или недостаточно обеспеченных граждан, для которых полноценное жилье недоступно из-за дороговизны.

В нашей стране жилищный вопрос всегда стоял особо остро. С переходом к т.н. рыночным отношениям его можно считать разрешенным для наиболее обеспеченных слоев общества, но никак не для абсолютного большинства населения. Постоянно растут и требования людей к домам: сейчас большинство из них рассчитывают на приобретение отдельной благоустроенной квартиры или собственного дома, не довольствуясь, как это было еще несколько десятилетий назад, бесплатным получением от государства комнаты в многонаселенной (коммунальной) квартире или места в общежитии.

Решение жилищного вопроса и удовлетворение жилищных потребностей граждан пребывают в рамках жилищных отношений, которые представляют собой общественные отношения. При этом острота жилищного вопроса связана с необходимостью государственного регулирования порядка предоставления и использования жилья, регулирования взаимоотношений между жильцами и государством.

Для усиления, конкретизации обязанностей владельцев жилья законопроектом №6424-д предложено было внести изменения в ЖКУ и ГКУ относительно ограничения возможности использования квартир в многоквартирных жилых домах не по назначению, уточнения возможности их использования для осуществления хозяйственной деятельности только лицами, являющимися их собственниками или место жительства которых зарегистрировано в данной квартире.

Согласно ст.383 ГКУ, собственник жилого дома, квартиры имеет право использовать помещение для собственного проживания, проживания членов своей семьи, других лиц и не имеет права использовать его для промышленного производства. В последние годы практика использования квартир в многоквартирных домах не по назначению набирает обороты. В частности, квартиры переделывают под офисы, гостиницы, хостелы, прочие заведения временного проживания, магазины, шоурумы, производственные помещения. Указанный проект закона был направлен на урегулирование данных процессов и введении административной ответственности за нарушения положений ЖКУ.

На Украине продолжает действовать Жилищный кодекс Украинской ССР, принятый 30 июня 1983 г. Ст.9. данного кодекса гарантирует, что граждане имеют право на получение в бессрочное пользование в установленном порядке жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда или на получение по их желанию денежной компенсации за принадлежащее им для получения жилое помещение для категорий граждан, определенных законом, или в домах жилищно-строительных кооперативов.

Обеспечение постоянным жильем граждан, которые в соответствии с законодательством имеют право на его получение, может быть осуществлено путем строительства или приобретения доступного жилья за счет предоставление государственной поддержки в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины (КМУ). Граждане имеют право на приватизацию квартир (домов) государственного жилищного фонда, жилых помещений в общежитиях, пребывающих в собственности территориальных общин, или приобретение их в жилищных кооперативах, на биржевых торгах, путем индивидуального жилищного строительства или получения в собственность на других основаниях, предусмотренных законом.

Никто не может быть выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как на основаниях и в порядке, предусмотренных законом.

Жилищные права охраняет закон, за исключением случаев, когда они осуществляются в противоречии с назначением этих прав или с нарушением прав других граждан или прав государственных и общественных организаций.

Ст.10 ЖК УССР установлено, что граждане обязаны бережно относиться к дому, в котором они проживают, использовать жилое помещение в соответствии с его назначением, соблюдать правила пользования жилыми помещениями, экономно расходовать воду, газ, электрическую и тепловую энергию; жилые дома и жилые помещения не могут быть использованы гражданами в ущерб интересам общества. Проектом о внесении изменений в ЖК УССР и в другие законодательные акты Украины относительно обеспечения прав собственников (пользователей) помещений жилого дома депутаты ВРУ предлагали закрепить в ГКУ запрет на использование не по назначению квартир в многоквартирных жилых домах выше 16 этажей, в том числе, в качестве офисов, гости-ниц и других заведений временного проживания.

Разработчики законопроекта объясняли такое свое решение тем, что распространена практика использо-вания не по назначению квартир в многоквартирных жилых домах. Ограничения, предусмотренные в ст.383 ГКУ, не решают эту проблему, так как в них речь идет только об использовании жилых помещений для про-мышленного производства. Отсутствие четкого законо-дательного определения ограничений по использованию жилого помещения для осуществления хозяйственной деятельности привело к появлению значительного ко-личества писем и разъяснений государственных органов по данному вопросу с противоречивыми выводами. В то же время ежедневное посещение офисов и учреждений временного проживания граждан большим количеством лиц приводит к повышенной нагрузке на коммуникации и установленное оборудование (в частности лифты).

Ответственность за нарушение правил пользования жилыми домами и жилыми помещениями предусмотрена в ст.150 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КоАП), но максимальное наказание за такое правонарушение составляет 7 не облагаемых минимумов доходов граждан. Кроме того, сама процедура привлечения нарушителя к административной ответственности достаточно сложная, так как рассмотрение этих дел осуществляют административные комиссии.

Такое регулирование не способствует обеспечению прав жителей жилых домов, их безопасности, соблюдению установленных правил и норм использования помещений.

Рассматриваемым законопроектом предложено внести изменения в ЖКУ относительно усиления жилищных обязанностей граждан и в ГКУ относительно ограничения возможности использования квартир в многоквартирных жилых домах не по назначению и упорядочения возможности их использования для осуществления хозяйственной деятельности только лицами, являющимися их собственниками или место жительства которых зарегистрировано в данной квартире.

Также планировали усилить административную ответственность за не целевое использование квартир в многоквартирных жилых домах и определить подведомственность рассмотрения указанных дел за органами полиции. В законопроекте сказано, что допустимо использование квартир в таких домах для хозяйственной деятельности (без использования наемного труда) собственниками квартир или зарегистрированными в них лицами, если такая деятельность не нарушает права других собственников или жильцов дома.

За использование квартир в многоэтажных домах (от 16 этажей) не по назначению предложено ввести административную ответственность — штраф от 2 тыс. до 3 тыс. не облагаемых минимумов, а при повторении такого же правонарушения от 3 тыс. до 5 тыс. не облагаемых минимумов доходов граждан. При этом не предусмотрен запрет на использование нежилых помещений в цокольном этаже, на 1-м, 2-м и верхнем (в том числе мансард-ном) этажах многоквартирного жилого дома.

Ранее ВРУ приняла изменения в ЖКУ, которые за-претили собственникам квартир использовать их для производственных нужд, в том числе и для размещения офисов.

На данный момент законопроект №6424-д «О внесении изменений в Жилищный кодекс Украинской ССР и другие законодательные акты Украины относительно обеспечения прав собственников (пользователей) помещений жилого дом» решением ВРУ отправлен на доработку.

Читайте также: