О реформе государственной пенитенциарной службы

Заключенные

Устремление к интеграции в Европейский Союз требует от государства трансформации и модернизации многих аспектов государственного управления в различных сферах, приведения национальных норм и правил в соответствие с европейскими и общепризнанными международными стандартами управления государством. В этом контексте важное значение имеет реформирование органов пенитенциарной системы и их организационно-правового обеспечения с использованием положительного зарубежного опыта совершенствования и повышения эффективности деятельности пенитенциарных учреждений, соблюдения прав человека и гражданина и гуманизации уголовно-исполнительного процесса в целом.

Прежние попытки реформировать Государственную пенитенциарную систему на Украине (ГПтС) не вывели её из кризисного состояния. В данной статье мы рассмотрим реформу пенитенциарной службы в соответствии с нормами ЕС. Запланированные мероприятия предусматривают последующую ресоциализацию и реабилитацию заключенных, что позволит облегчить им возвращение к нормальной жизни после окончания срока заключения.

Состояние отечественной системы исполнения уголовных наказаний всегда вызывало оправданную критику со стороны как международных, так и местных правозащитных организаций, общественности и даже государственных органов. Действующая пенитенциарная система превращена была в орудие наказания заключенных. Но, главный акцент следовало бы делать на их ресоциализации, то есть на подготовке буквально с первого дня заключения к возвращению на свободу.

Реформа ГПтС затронет такие аспекты деятельности исправительных колоний, как предварительное содержание тех, кто нарушил законодательство, так и отбывание срока наказания после судебных решений. Основные задачи реформы: привлечение новых кадров в систему, прежде всего — за счет повышения уровня заработной платы; разработка законодательства в сфере функционирования следственных изоляторов и учреждений исполнения наказаний в соответствии с законодательством ЕС; повышение операционной эффективности 100 государственных предприятий в пенитенциарной системе за счет создания производственных объединений по отраслевому принципу; проведение закупок через электронную систему «ProZorro»; строительство новых следственных изоляторов и учреждений исполнения наказаний в крупных городах в рамках государственно-частного партнерства.

В контексте приведения ГПтС в соответствие с европейскими стандартами, государство в реалиях должно осуществить много преобразований: привести в соответствие условия содержания в учреждениях, внедрить действенный механизм законодательной инициативы по реформированию, обеспечить действенность системы альтернативных наказаний на примере службы апробации, изменить принудительную систему привлечения осужденных к труду на социально-целесообразную, создать действенную систему ресоциализации и социальной адаптации осужденных с целью отказа осужденных от дальнейшей преступной деятельности, обеспечить нормальное медицинское обслуживание, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение осужденных и т.п.

На межгосударственном уровне действует много до-говоров, конвенций и правил, призванных повысить уровень содержания в местах лишения свободы. Наиболее известны Европейские пенитенциарные правила (1987), принятые в рамках Совета Европы. Приведение украинского законодательства в соответствие с этими нормами — международное обязательство государства.

Основное и принципиальное отличие упомянутых Правил от действующего исправительно-трудового законодательства — закрепленная в них цель воздействия на осужденных. Так, если для отечественного законодательства это наказание за совершенное преступление, общая и личная превенция (предупреждение следующих преступлений), перевоспитание осужденных и содействие искоренению преступности, то в понимании европейского законодателя —  содействие воспитанию у них чувства ответственности и навыков, которые будут давать им возможность реинтегрироваться в общество, помогут соблюдать требования законности и удовлетворять свои жизненные потребности собственными силами после освобождения при условии сохранения здоровья и достоинства заключенных.

Правила, в частности, достаточно подробно регулируют общие принципы управления пенитенциарными учреждениями (прием и регистрация, распределение и классификация, размещение осужденных), личной гигиены, одежды, питания, медицинского обслуживания, дисциплины и наказания заключенных, средства сдерживания, порядок предоставления информации и представления жалоб, общения с внешним миром, религиозной и моральной поддержки, хранения вещей, перемещения осужденных, требования к персоналу пенитенциарных учреждений, режима содержания, трудовое обучение, физкультура, подготовка к освобождению. Они также устанавливают дополнительные правила для специальных категорий заключенных. Таким образом, несмотря на то, что Правила не имеют целью детальную регламентацию всех аспектов деятельности пенитенциарных учреждений, обращения с заключенными, список охваченных ими вопросов шире того, который закреплен украинским законодательством.

Европейское пенитенциарное законодательство учитывает национальные или другие ментальные особенности. Большое внимание уделено тому, чтобы не были потеряны связи заключенных с семьей и внешним миром (позволяют доступ к Интернету, телефонной связи, предоставляют краткосрочные отпуска для поездок домой, свидания с детьми). Для заключенных создают условия для занятия спортом (тренажерные залы, душевые кабинки). Нет ограничений для свиданий с родными, друзьями, знакомыми. Осужденные носят гражданскую одежду, а не робы с бирками. Все это способствует быстрой социализации бывших заключенных и их скорейшей адаптации к жизни на свободе.

Реформирование украинской ГПтС, как часть евроинтеграционных процессов, поддержала ВРУ, которая 9 декабря 2015 г. приняла ряд изменений Уголовно-исполнительного кодекса, расширив права заключенных, а также предусмотрев изменения условий их содержания и быта в соответствии с европейскими стандарта-ми. Пакет законопроектов подготовлен в ответ на претензии к Украине со стороны Европейского комитета против пыток.

Принятым за основу законопроектом №2252 от 03.07.2015 г. предусмотрено внесение изменений, подробно регулирующих вопросы отбывания осужденными всего срока наказания в одном исправительном учреждении или воспитательной колонии. Также предусмотрено закрепить дополнительные гарантии, процедуры применения принудительного лечения приговоренных к лишению свободы, дополнительные гарантии защиты прав осужденных женщин и женщин, имеющих при себе детей, а также несовершеннолетних (например — разрешить женщинам свидания с детьми без обязательного присутствия представителя колонии). Законопроектом предложено расширить общественный контроль за соблюдением прав осужденных во время отбывания уголовного наказания. Этот контроль будет осуществлять наблюдательная комиссия.

Законопроект предусматривает следующие правила заключения и содержания заключенных-матерей и их детей.

Осужденных к лишению свободы сроком до 5 лет беременных женщин или тех, кто имеет детей в возрасте до 7 лет, могут по решению суда освободить от отбывания общего и дополнительного наказания (ст.79 Уголовно-процессуального кодекса). В то же время им назначают испытательный срок, а надзор за ними поручают полномочным органам по вопросам пробации. Впрочем, осужденных за особо тяжкие преступления, получившим срок более 5 лет, как правило, отправляют в колонию. Таких заведений на Украине 9. Осужденные беременные и кормящие, а также те, кто имеет детей до 3-х лет (ч.3 ст.141 УПК), могут жить вместе с детьми в детских домах при колониях (Черниговская, Черноморская и Каменская исправительные колонии). Заключенные женщины с деть-ми до 3-х лет также могут пребывать в СИЗО и учреждениях исполнения наказаний с функцией СИЗО (ст.9 ЗУ «О предварительном заключении»).

Если до окончания срока осталось не более года, то пребывание ребенка старше 3-х лет могут продлить до времени освобождения матери. По данным Минюста, в течение 2016-2018 годов из колоний вышли 63 таких женщины. За тот же период под опеку родственников передали только 4-х детей. Если до окончания срока более года, а забирать ребенка некому, детей старше 3-х лет направляют в детские воспитательные учреждения.

Следующий проект закона — №2254 от 03.07.2015 г. — предусматривает внесение изменений в ч.2 ст.64 УК, направленных на то, чтобы исключить возможность применения пожизненного заключения для женщин, совершивших уголовное преступление.

Принятый закон №2255 от 03.07.2015 г. предусматривает повышение эффективности защиты прав осужденных путем усовершенствования доступа к правосудию лиц, заключенных в учреждениях предварительного заключения и исполнения наказаний.

На Украине 148 тюрем, которые рассчитаны на 230 тыс. осужденных, тогда как в местах лишения свободы по официальным данным содержат лишь 70 тыс. На полупустые учреждения государство тратит сотни миллионов гривен (коммунальные платежи, закупки, которые непрозрачные и т.д.). Поэтому, по мнению экспертов, в первую очередь нужно провести инвентаризацию и вы-брать те учреждения, которые можно быстро и недорого отремонтировать, чтобы в них переселить заключенных. Остальные стоит законсервировать, потом через публичные конкурсы продать помещение и на вырученные деньги построить современные тюрьмы.

Также следует провести инвентаризацию так называ-емого хозяйственного блока: в ГПтС 100 предприятий — все они убыточны.

Пенитенциарная служба должна стать органом, главная цель деятельности которого — в перевоспитании, социализации и возвращении к нормальной жизни лиц, попавших за решетку.

Читайте также: