Станция «Зачистка Языков». Следующая станция «Раскол Украины и Международная Изоляция»?

Реформа-образования-на-Украине

Буквально недавно в ряде публикаций приходилось обращать внимание, что как только в Украине в очередной раз обострится языковой вопрос, так сразу возникнет дополнительная напряженность в далеко не безоблачных отношениях с Венгрией, Польшей и Румынией. Причем больше всех будет возмущаться именно Венгрия, и чтобы понять, почему, не нужно быть великим «экспёрдом» (пардон!), а достаточно почитать что-нибудь популярное по истории Венгрии, о том, как и почему она стала такой, какой она сейчас есть, а также о нынешней ситуации в этой стране. А если еще немного поездить по Закарпатью и ближайшим к Украине районам Словакии и Венгрии, то вообще все станет ясно, причем желательно поездить не в составе гламурных пресс-туров, организованных с политико-пропагандистскими целями, а самостоятельно за свои деньги, чтобы никто «не ездил по ушам» пиаром.

Так и получилось! Больше всех «возбухает» именно Венгрия, хотя в Украине закарпатские венгры имеют значительно более благоприятные условия по сравнению с венгерскими общинами в Словакии и Румынии. Кстати, в Закарпатье проживают около 150 тысяч венгров, а в Румынии их, по разным оценкам, около 1,4 миллиона. К тому же, кроме вышеназванных Польши, Венгрии и Румынии, в хоре возмущенных приняли участие Болгария и Греция.

И можно, конечно, сколько угодно и совершенно справедливо проклинать московский кондово-портяночный шовинизм, но с этим утверждением приходится согласиться: стреляли в русский язык, а попали себе в ногу, точнее, в свою дурную голову, продемонстрировав, что Украина все более отдаляется от декларируемой европейскости, несмотря на безвиз и хваленую «евроассоциацию».

Самое забавное или, наоборот, печальное состоит в том, что в этом скандале утонуло и действительно рациональное зерно, заключающееся в переводе старших классов национальных школ на преподавание предметов на государственном языке. Поясним на пальцах. Если молодые люди изучают математику (физику, химию, биологию и так далее), например, на венгерском или румынском языках, то затем сдавать тесты и учиться далее в украинских вузах им будет весьма затруднительно.

По информации Центра оценивания качества образования, в 2016 г. более 36% выпускников Закарпатья сдали внешнее независимое оценивание (ВНО) с результатом от 1 до 3 баллов по 12-балльной системе. Хуже всего ВНО по украинскому языку были сданы в Береговском районе, где компактно проживает венгерская община. Здесь 75% выпускников школ получили от 1 до 3 баллов по 12-балльной системе при сдаче ВНО по украинскому языку.

И в этом смысле реформа образования в части языка «таки справді має рацію»! Но это рациональное зерно, повторим, утонуло в скандале, поскольку патриоты настолько раздули в обществе околоязыковой психоз, что любое телодвижение в этой сфере почти гарантированно вызывает всплеск иррациональных эмоций.

* * *

Напомним, что 5 сентября 2017 г. в Украине таки стартовала реформа образования. В первый пленарный день новой сессии Верховная Рада приняла во втором чтении Закон «Об образовании» (№3491-д). Документ этот является более чем противоречивым во многих вопросах.

Но наибольший резонанс, как и следовало ожидать, вызвали нормы закона, касающиеся языка обучения.

Согласно документу с 1 сентября 2018 г. преподавание на языке национальных меньшинств, к которым отнесен и русский, будет разрешено только для учеников младшей школы. Ученики средней школы смогут изучать язык нацменьшинств, то есть свой собственный, но на нем должно проходить не более двух уроков в день. Преподавание для старшеклассников будет вестись только на украинском.

Но и такая схема является временной. С 2020 г. на обучение на украинском языке будут переведены и младшие классы. То есть в Украине исчезнут русские, польские, венгерские, а также другие неукраинские школы как таковые и единственным языком преподавания будет украинский!

Исключение сделано только для коренных народов, к которым авторы закона отнесли крымских татар, крымчаков, гагаузов и караимов. Подобная норма забавляет, поскольку, если всмотреться в историческую ретроспективу, то можно увидеть, что, например, крымские татары являются таким же пришлым народом, как и венгры, но татары появились в Крыму лет этак на 400 позднее, чем венгры пришли в Закарпатье. Словом, вводя крайне мутное понятие «коренного народа», сочинители закона избрали более чем неоднозначную методу для определения тех, кому дать право учить деток в школе на родном языке. Этак и до измерения параметров черепа дойти можно…

Также можно будет преподавать (если программа того требует) ряд предметов на официальных языках ЕС.

В СМИ сразу же зазвучали вполне обоснованные претензии о том, что подобные положения противоречат Конституции Украины, Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, а также закону о нацменьшинствах в Украине, который гласит: «Государство гарантирует всем национальным меньшинствам право на национально-культурную автономию: использование и обучение на родном языке…»

Указанные новации грубо противоречат ч. 2 ст. 10 Конституции, где сказано, что государство гарантирует свободное использование во всех сферах жизни русского и других языков национальных меньшинств. Они противоречат ст. 3 Конституции, где сказано, что обучение на всех уровнях системы образования на языках меньшинств является правом национальных меньшинств. Более того, новации противоречат и взятым Украиной на себя международным обязательствам, в частности закону Украины о ратификации Европейской хартии национальных языков и языков меньшинств. Подписав хартию и приняв внутренний закон, Украина раз в два года отчитывается перед Европой о том, как она защищает региональные языки и языки меньшинств во всех сферах общественной жизни — начиная от образования и медицины и заканчивая географическими названиями. Предлагаемые новации противоречат Конвенции о защите национальных меньшинств, что непременно вызовет негативную реакцию европейцев.

Наконец, налицо грубое нарушение конституционной нормы о недопущении сужения прав и свобод граждан в процессе внедрения новых законодательных актов. Ведь ранее граждане имели право на обучение на родных языках, а теперь у них это право отбирают.

Совершенно несвоевременные в настоящий момент упражнения на языковую тему в законе об образовании можно расценивать, в том числе, как реванш «патриотов» за неудачную попытку отменить в феврале 2014 г. закон о языках авторства Кивалова и Колесниченко, причем попытка эта очень дорого обошлась…

Кивалов и Колесниченко, несомненно, являются одиозными персонажами. Но закон «имени их» писали, по всей видимости, не они, а вменяемые и квалифицированные специалисты. Закон их имени одни считают ущемляющим украинский язык, а другие — вполне взвешенным и даже соответствующим европейским нормам, но вмешиваться в этот спор и принимать ту или иную сторону не будем. Автор этих строк подобные споры ни о чем слышит уже скоро 30 лет с конца 1980-х годов, и от этой болтовни уже просто тошнит. Именно под эту болтовню была разворована, а теперь еще и развалена страна, причем активное участие в «дерибане» и развале принимали, в том числе, и так называемые патриоты.

Кстати, законом Колесниченко-Кивалова подтверждается государственный статус украинского языка, но гарантируется свободное использование региональных языков. К ним отнесены русский, белорусский, болгарский, армянский, гагаузский, идиш, крымскотатарский, молдавский, немецкий, новогреческий, польский, ромский, румынский, словацкий, венгерский, русинский, караимский и крымчакский языки.

Напомним, что 24 февраля 2014 г. на волне революционной эйфории Верховная Рада проголосовала за отмену закона Колесниченко-Кивалова, что стало формальным поводом для властей Крыма заявить о притеснениях прав русскоязычного населения и последующей аннексии полуострова Россией. Называют эту попытку отмены и одним из формальных поводов сепаратизма на Донбассе. Правда, тогдашний и.о. президента Александр Турчинов его так и не подписал. Порошенко тоже побоялся это сделать. Таким образом, персональную ответственность за дестабилизацию ситуации брать на себя никто не торопится. Сейчас налицо попытка ползучего переформатирования языкового законодательства через профильный закон об образовании.

Неужели сейчас в стране вообще и в образовании в частности нет более важных проблем? К тому же после «отпадения» Крыма и неконтролируемых районов Донбасса количество обучающихся на языках нацменьшинств стало не столь значительным, что признают в Министерстве образования и науки. Замминистра Павел Хобзей в эфире одного из телеканалов признал, что на негосударственном языке обучаются около 10% учеников, из которых 9,4% — на русском, 0,4% — на венгерском и румынском, остальные — на других языках. Вот и учились бы себе дальше! Зачем при таком раскладе нагнетать напряженность внутри и ссориться с соседями?!

* * *

А скандал вокруг языковых новаций в образовании вышел громкий.

Прежде всего, это новшество вызвало неоднозначную реакцию в украинском обществе. Украина- многонациональная, мир удавалось сохранять до тех пор, пока хоть как-то учитывались права национальных меньшинств. Теперь же раскол может еще более углубиться. Лидеры национальных меньшинств обратились к Петру Порошенко с требованием ветировать новый закон. С такими обращениями выступили нардепы и представители румынской общины, Ассоциации болгар Украины и Партии венгров Украины. В частности, в обращении, обнародованном на сайте депутата Рады Антона Кисе, говорится, что закон «Об образовании» грубо нарушает конституционные права и свободы представителей национальных меньшинств Украины и, кроме того, был проголосован с нарушением регламента. Отмечается, что в соответствии с новым законом «граждане Украины теряют право на свободный выбор языка обучения, что заменяется правом получать образование в государственных и коммунальных заведениях исключительно на государственном языке», а это нарушает ряд статей Конституции.

Информпространство пестрит перепалками между сторонниками и противниками языковых новаций в образовании. Во многих местах уже бунтуют родители. Словом, закон провоцирует дальнейший раскол в обществе. В то же время это хороший способ отвлечь внимание от обостряющихся социально-экономических проблем.

Обратила на себя внимание негативная реакция на закон со стороны губернатора многонационального Закарпатья Геннадия Москаля.

Москаль считает, что новый закон об образовании противоречит двухсторонним международным договорам, и просил ветировать документ.

Он напомнил, что ст. 6 Закона «О национальных меньшинствах в Украине» гласит, что государство гарантирует всем национальным меньшинствам права на национально-культурную автономию: использование и обучение на родном языке или изучение родного языка в государственных учреждениях или через национально-культурные общества, развитие национальных культурных традиций, использование национальной символики, празднование национальных праздников.

«Учитывая это, обращаюсь к президенту Украины Петру Порошенко с просьбой ветировать принятый закон или вернуть его в Верховную Раду Украины с правками. Защищать украинский язык нужно и необходимо, но не ограничивая при этом языки национальных меньшинств», — подытожил Москаль.

Некоторые аналитики заговорили о том, что языковые новации в образовании будут способствовать эскалации сепаратистских настроений в русскоязычных регионах.

* * *

Международная реакция ожидаемо оказалась не менее бурной.

Более всех в этом, повторим, отличилась Венгрия, внешнеполитическое ведомство которой выступило с резкими заявлениями относительно нового закона. Будапешт пригрозил бойкотировать все инициативы Киева на внешней арене. Закарпатские СМИ пишут, что будто бы Венгрия лишит гражданства депутатов Закарпатского областного совета, которые проигнорируют «языковую статью» нового закона об образовании (по данным журналистов, у некоторых депутатов такие паспорта есть).

Венгрия строчит жалобы на Украину в международные организации. Будапешт требует сделать все для того, чтобы этот закон не вступил в действие. Жалоба, в частности, направлена к генеральному секретарю ОБСЕ, уполномоченному организации по делам нацменьшинств и действующему председателю ОБСЕ, а также к верховному комиссару ООН по правам человека и к комиссару ЕС по вопросам расширения и европейской политики добрососедства.

Осудила новый закон и Молдова. Её президент Игорь Додон обратился к киевским властям с призывом «пересмотреть свою новую политику в отношении этнокультурных меньшинств».

В МИД Румынии выразили обеспокоенность и надежду, что языковые права проживающих в Украине этнических румын все-таки будут сохранены.

Варшава заявила, что будет пристально следить за выполнением украинского Закона «Об образовании» и предпримет все необходимые меры, чтобы обеспечить полякам в Украине доступ к обучению на польском языке.

Со специальными письмами к Украине обратились внешнеполитические ведомства Болгарии и Греции.

Наконец, дав возможность всем высказаться, отреагировали и в Москве.

«Хотя в законе русский язык не упоминается, очевидно, что главной целью нынешних украинских законотворцев является максимальное ущемление интересов миллионов русскоязычных жителей Украины, насильственное установление в многонациональном государстве моноэтнического языкового режима», — говорится в комментарии МИД РФ.

* * *

Впрочем, отечественный официоз продолжает упорствовать в своей преступной глупости, причем выглядит это как-то по-детски.

Премьер Гройсман поручил министру иностранных дел Павлу Климкину и министру образования Лилии Гриневич разъяснить послам государств Европейского Союза положение о языке обучения в законе «Об образовании».

«Закон «Об образовании» как раз дает возможности обеспечить нормальный доступ к языкам национальных меньшинств, а с другой стороны — предоставить возможности для развития нашего родного украинского языка», — заявил Гройсман.

В Министерстве образования и науки Украины с критикой, ясное дело, тоже не согласились. В ведомстве считают, что в новом Законе «Об образовании» отсутствуют противоречия с Конституцией и Европейской хартией региональных языков или языков меньшинств. Принятие нового закона в МОН обосновывают тем, что «ученики в таких заведениях демонстрируют устойчивую тенденцию к снижению уровня и ухудшению качества школьного образования». В ведомстве полагают, что «подобная ситуация нарушает конституционное право детей на поступление в высшие учебные заведения».

По сообщению МИД Украины, 15 сентября во внешнеполитическом ведомстве была проведена встреча с послами пяти вышеуказанных заинтересованных государств, в ходе которой иностранных дипломатов пытались убедить в правоте украинской стороны. Удалось ли убедить, неизвестно, да как-то и не верится. Дипломаты, как и водится, отделались обтекаемыми фразами.

К тому же, кроме международных скандалов, разгораются внутренние скандалы на местах, этакие языковые бунты родителей и даже школ. В частности, по сообщениям СМИ, таковые бунты уже имеют место в Херсонской области. Здесь местные чиновники решили досрочно украинизировать русские школы прямо с 1 сентября нынешнего года задним числом. Ряд школ и родителей отказываются подчиняться…

И думается, что это только начало!

В задачнике спрашивается: зачем было, образно выражаясь, «лохматить бабушку»?

Александр Карпец, https://fraza.ua

Опубликовано с сокращениями

Продолжение

Зачистка-языков 

Читайте также: