Совесть, красота, нравственность — спасут ли «державу»?

Актовский_каньон

Красота, совесть могут быть повсюду и могут быть нигде. Это как с Богом: веришь в Бога- есть Бог, не веришь — нет для тебя Бога. Все зависит от нас самих, от нашей нравственной или безнравственной позиции. Желая справедливости, честности, совестливости по отношению к нам, мы, зачастую сами того не замечая, тянемся к красоте. Ф.М.Достоевский писал: «Да знаете ли вы, что можно прожить без хлеба, без одной только красоты невозможно, ибо совсем нечего будет делать на свете!»

Достоевский пророчил целые эпохи, мировые катаклизмы, утверждая, что бездуховный мир не лучше войны, он неизбежно кончается гибельным вырождением. Имея ввиду силы космополитического закабаления, он характеризует их устами одного из персонажей романа «Бесы»: «Выходя из безграничной свободы, я заключаю безграничным деспотизмом. Все рабы и в рабстве едины. Клевета и убийство, а главное- равенство, где первым делом понижается уровень образования и нравственности…. Мы пустим сплетни, доносы, пьянство; мы пустим неслыханный разврат, но приведем все к одному знаменателю!»

Автор «Бесов» писал о силе человеческой низости. Не перевелась она и сегодня в «державе». Он лучше всех видел, что наиболее низменные и могучие силы слишком удобно и нагло располагаются на свете, грубо и властно оттесняя не наглых и скромных. Яркий пример проявления человеческого ничтожества — выборы депутатов… Так многие сегодня продаются за мелочи быта, шкурничают. Ловят многих из нас на пачке гречки, кусочке колбасы, где основа всему- халявная безнравственность.

На совесть (чувство нравственной ответственности за свое поведение перед обществом, по Ожегову), красоту (качества доставляющие наслаждение взору, слуху, по Ожегову), нравственность (духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, по Ожегову) повсюду идет глобальное и жесткое наступление. Сегодняшняя цивилизация глобалистов создаёт у «ящиков» бытовых наркоманов: важнее всего в жизни стают вещь, фирма, кайф. Сегодня уже слушают не музыку, а музыкальную технику. И не слушают, а балдеют. А это есть деградация человеческого духа, которая в разных формах узаконивает безнравственность жизни, где царствует самоуверенность, гордыня, переоценка собственных суждений. Из политиков искусственно делают протезированных мудрецов, которые, не поднимаясь выше уровня банальностей, отличаются лишь чудовищной нескромностью и нечистоплотностью, поучают электорат жизни, демонстрируя двойную мораль. Совесть перестала быть той силой, которая помогает сдирать с человека коросту эгоцентризма и затхлости.

Двойная мораль, конечно, ведёт к отрицанию нравственности вообще; этот вывод мы находим в «Новом учении о нравственности» Менгера, где говорится, что сила и нравственность по существу совпадают: нравственность есть приспособление к соотношениям социальных сил, а совесть есть страх перед дурными последствиями противодействия в приспособлении к соотношениям социальных сил. Совесть- врождённое чувство, которое сродни чувству стыда. Совесть не эволюционирует с возрастом и не изменяется после вхождения человека в общество. Но общественные отношения влияют на разум и позволяют ему манипулировать совестью, «прятать» её. Но совесть постоянно напоминает о себе своими угрызениями. Совесть — это стыд перед людьми и самим собой за свой эгоизм и другие пороки. Ощущение совести характеризует наивысшую стадию развития человеческого эгоизма. На этой наивысшей стадии, эгоизм начинает ощущать разницу между собой и свойством абсолютного альтруизма (присущим Богу). Не ощущая Творца непосредственно, человек сравнивает себя с другими людьми и со своими нравственными критериями, полученными им через воспитание. Существует мнение, что отрыв от Творца — это корень всех страданий в мире, поэтому совесть это самое кошмарное и тягостное переживание человека. Но мы склонны подчиняться тем ценностям, которые нам диктует окружение, жить в соответствии с порядком установленных им приоритетов.

Имеем ли мы сегодня красоту, совесть, мораль в Украине? «С политической элитой, состоящей из мошенников, уголовников, неонацистов и дураков страна обречена на прозябание, неуклонное вымирание и дальнейшую сомализацию. Сегодня даже выход на скромный уровень экономического развития 2013 года является для украинского правительства недостижимой мечтой. Тем более, что многие, буквально сошедшие в жизнь со страниц «Трудно быть богом» лавочники и их истиные хозяева считают, что это и есть нормальное состояние государства: «светская жизнь» в салонах продолжается и «наша Надя вернулась». Прочее отдано ультраправым на разграбление, поругание и уничтожение. Убийства, пытки заключенных в тюрьмах, политические преследования стали абсолютной и «почти незаметной» с позволения сказать «нормой жизни» — государственная пропаганда сознательно замалчивает, а негосударственная даже оправдывает любое насилие против несогласных. Под предлогом создания «европейской нации» воцарились идеология лабазников и деспотия крупного капитала»… И где здесь спасительная красота, о которой говорил Ф.М.Достоевский, спросят многие?…

Вглядываясь в воды Днепра, я все же уверен, что под воздействием Красоты в людях проснется Разум и Совесть. Да, проснувшееся сознание совершенного греха гложет сильнее пираньи. Нет на свете «горести лютейшей- горести внезапно обретенной совести». И тогда политику, аналитику, предателю-лицемеру хочется унизить других, придавить весь народ, поставить вровень с собой, растоптать достоинство, толкнуть на путь клятвопреступничества, предательства, ругани с соседом, братом. Но укоры совести будут до конца дней жизни немилостливо жечь. И чем дальше, тем больше, и даже «всенародная любовь» не утешит.

Лишь один Бог, указывая на Красоту звездного неба, пошлет утешение, как в Днепровской купели, в Правде и Нравственности. Тем и спасемся…

Николай Яременко

На фото: Вход в Актовский каньон — каньон на реке Мертвовод вблизи села Актово Вознесенского района Николаевской области

Читайте также: