«Ни один мой ученик не совершил новых преступлений. И в этом заслуга Пушкина»

Пушкин-Александр-Сергеевич

«Я прохожу через стальные двери в высоком заборе, окутанном колючей проволокой «егоза», сдаю пропуск и получаю жетон. Только после этой режимной процедуры оказываюсь в жилой зоне исправительного учреждения. И так ежедневно, кроме двух выходных дней. Но я не надзиратель и не стражник, я — преподаватель русского языка и словесности в исправительной колонии. Каждый день ученики, молодые парни до 30 лет, с жёсткими чертами лица, собираются в тюремной школе, чтобы послушать меня. Кажется, что от любого из них, можно ожидать какой-либо неприятности: все они осуждены за особо тяжкие преступления. Приходят они на занятия после изнурительной работы, где старательно выполняют производственный план. У меня плана нет, я учу их разговаривать на русском языке. В трёх классах собрались вместе осужденные — Потому они доброжелательны, спокойны и старательно повторяют за мной стихи Н.Заболоцкого:

Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.

Многие из них в своей предыдущей жизни не читали ни одного стихотворения Александра Сергеевича Пушкина, а некоторые, особенно иностранцы, даже не слышали его имени. Как ни печально, но это так. Приходится знакомить их с творчеством великого поэта.

— Поэзия Пушкина славится чуткостью к тому неповторимому, что есть в каждой личности русского народа. Красив и богат исконно народными изречениями русский язык. В своих произведениях Александр Сергеевич использовал слова, входящие в золотой фонд русского языка. Его могучий дар до сих пор воспринимается как великое чудо, — назидательно говорю я. Осужденные знают Россию преступную, а мне надо показать Россию образованную. Все осужденные в совершенстве знают тюремный язык (жаргон), непонятный для обычных людей, а я должен показать всю красоту русского языка. Они старательно всё записывают в тетрадь. А было время, когда некоторые из них не могли грамотно написать заявление о приёме в школу. Фатхиддин Ёров до сих пор иногда путает русские слова с таджикскими, хотя учится уже второй год. Он изучал наш язык в надежде остаться работать в Нижнем Новгороде, но недавно получил письмо из Министерства юстиции России о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации. После освобождения из колонии, он будет депортирован в Таджикистан.

Другой осужденный — Андрей Пензин — заявил:

— Мне русский язык нужен, чтобы писать стихи.

И у него получилось: на поэтическом конкурсе «Мировоззрение», в котором приняли участие осужденные Нижегородской области, патриотическое стихотворение Пензина «Не говори дурно о Родине» заняло почётное второе место.

— Когда на суде пришлось нанимать переводчика, я понял, что мне необходимо изучать русский язык, — заявил осужденный Вильдан Мухаметшин.

Все ученики сошлись во мнении, что русский язык надо изучать, чтобы найти после освобождения достойную работу.

Наградой мне за усердие были последние дни учебного года, когда каждый класс подготовил газету о русском языке. На листе ватмана было расчерчено пять колонок, каждая из которых посвящена или правилам стилистики, или раскрытию смысла слова, или рассказу о его истории. Особенно понравилась газета с выдержкой из труда М.В.Ломоносова «Российская грамматика», написанного в 1755 году: «Повелитель многих языков язык российский не токмо обширностию мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе. В нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка». Разве можно сказать лучше?

В 12 «а» классе, после трёх лет обучения, удалось провести конкурс «Знатоков русской грамматики» в виде мини-диктантов с изменением текста. Этот вид работы, несложный в освоении, необходим не только для проверки орфографической и пунктуационной грамотности осужденных, но и для развития элементов творческого поиска, навыков сопоставления и вычленения заданных слов. Руководством колонии победители конкурса были поощрены.

В 11 «б» классе провели конкурс «Путешествие по городу Лексика», победителем которой стал Денис Суринович, который научился не только грамотно писать, но и сочинять песни.

Мне очень радостно, что за 10 лет работы в Филиале общеобразовательной организации при ИК-11 ни один ученик, после освобождения из колонии, не совершил новых преступлений. Вижу в этом заслугу не только воспитателей исправительного учреждения, но и Пушкина, который обладает даром пробуждать своей лирой добрые чувства у осужденных.

Знание русского языка осужденными служит сохранению обычаев и традиционных для российского общества ценностей.

Занятия-в-ИТК

Василий Петрович Назаров, учитель русского языка и литературы Филиала общеобразовательной организации при ИК-11, Нижегородская область, г. Бор

На фото:
— А.С.Пушкин. Акварель М.П.Клодта, 1899;
— Занятия в исправительной колонии

Читайте также: