Об обязательной перерегистрации общественных организаций

Переригистрация-общественной-организации

Согласно Закону Украины (ЗУ) № 1797-VIII от 21 декабря 2016 г. «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (далее — НК) относительно улучшения инвестиционного климата на Украине» неприбыльные предприятия, учреждения и организации (далее — организации), внесенные в Реестр неприбыльных учреждений и организаций, которые не соответствуют требованиям пункта 133.4 статьи 133 НК, с целью включения в новый Реестр обязаны до 1 июля 2017 г. привести свои учредительные документы в соответствие с нормами НК и в этот же срок подать копии таких документов в контролирующий орган. Неприбыльные организации, которые не приведут свои учредительные документы в соответствие с нормами пункта 133.4 статьи 133 НК, после 1 июля 2017 г. будут исключены из Реестра. Соответствующие изменения внесены в пункты 34, 35 подраздела 4 Заключительных положений НК.
13 июля 2016 г. Кабинет Министров Украины (КМУ) своим постановлением №440 утвердил Порядок ведения Реестра неприбыльных учреждений и организаций, включения неприбыльных предприятий, учреждений и организаций в Реестр и исключения из Реестра.
Неприбыльные организации включаются в Реестр (который ведет Государственная фискальная служба (ГФС) Украины) по коду согласно ЕГРПОУ. Признак неприбыльности присваивается по отдельным группам предприятий, учреждений и организаций: (0031)- бюджетные учреждения; (0032) — общественные объединения; (0033) — политические партии; (0034) — творческие союзы; (0035) — религиозные организации; (0036) — благотворительные организации; (0037) — пенсионные фонды; (0038) — союзы; (0039) — ассоциации и другие объединения юридических лиц; (0040) — жилищно-строительные кооперативы (с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принят в эксплуатацию законченный строительством жилой дом и такой дом строился или приобретен жилищно-строительным (жилищным) кооперативом); (0041)- дачные (дачно-строительные) кооперативы; (0042)- садоводческие и гаражные (гаражно-строительные) кооперативы (товарищества); (0043) — объединение совладельцев многоквартирного дома, ассоциации владельцев жилых домов; (0044) — профессиональные союзы, их объединения и организации профсоюзов; (0045) — организации работодателей и их объединения; (0046) — сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы; (0047) — кооперативные объединения сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов; (0048) — другие юридические лица, деятельность которых соответствует требованиям, установленным пунктом 133.4 ст.133 НК, образованные и зарегистрированные в порядке, определенном законом, регулирующим деятельность соответствующей неприбыльной организации.
Дата присвоения/отмены признака неприбыльности указывает на начало/окончание ее действия. Признак неприбыльности присваивает контролирующий орган по основному месту учета неприбыльной организации.
ГФС в своем письме № 14754/5/99-99-15-02-02-15 дала разъяснение, что согласно пп.133.4.1 п.133.4 ст.133 НК неприбыльной организацией является предприятие, учреждение или организация, которые одновременно отвечают следующим требованиям:
Во-первых, организация должна быть создана, зарегистрирована в порядке, определенном действующим законодательством, то есть в соответствии с ЗУ «Об общественных объединениях» или ЗУ «О благотворительных организациях», других законодательных документов.
Во-вторых, учредительные документы которой должны содержать запрет распределения полученных доходов (прибыли) или их части среди учредителей (участников), членов такой организации, работников (кроме оплаты их труда, начисления единого социального взноса), членов органов управления и других связанных с ими лиц.
Первое требование все неприбыльные организации выполняют еще на этапе регистрации, второе требование они должны предусмотреть обязательно в своих уставах, а именно запретить распределение полученных, как доходов, так и прибыли (доход и прибыль — это разные понятия, согласно экономической терминологии) среди учредителей (участников), членов такой организации, работников, членов органов управления и связанных лиц.
Именно в соответствии с п.133.4.2. НК неприбыльные организации должны все свои доходы (прибыль) использовать только для реализации целей, задач и направлений деятельности, а источники финансирования, как правило, должны быть четко регламентированы в уставе некоммерческой организации.
Поэтому, когда мы просматриваем уставы на предмет выполнения норм НК, необходимо обратить внимание на пункты уставов, где прописана цель деятельности или задачи, направления деятельности, и посмотреть насколько они согласуются с вашими источниками финансирования, так как источники финансирования — это доходы организации (прибыль). Доходы должны тратиться на предусмотренные уставные направления деятельности. Источники финансирования как раздел в уставе — всегда предусмотрен в каждом уставе некоммерческой организации. Каждая некоммерческая организация предусматривает право получать благотворительные взносы, членские взносы, финансирование от международных организаций, и эти источники финансирования должны быть четко указаны в каждом уставе некоммерческой организации.
В-третьих, необходимо предусмотреть в своих учредительных документах передачу активов одной или нескольким неприбыльным организациям соответствующего вида или зачисления в доход бюджета в случае прекращения юридического лица — некоммерческой организации (в результате его ликвидации, слияния, разделения, присоединения или преобразования).
Иными словами, если неприбыльная организация решит прекратить свою деятельность, то она должна в уставе предусмотреть, что она все свои активы передаст другой неприбыльной организации, и только соответствующего вида. Организация также имеет право зачислять свои активы в бюджет при своей ликвидации. Данный пункт был и раньше в законодательстве, но при внесении изменений в НК, перечень, когда она должна передавать свои активы, был расширен. Это не только ликвидация, но и слияние с другой организацией, разделение, присоединение или преобразование (чего в настоящее время не предусматривают другие законодательные документы, регламентирующие порядок проведения регистрации тех или иных неприбыльных организаций.)
Сейчас трудно сказать, как на законодательном уровне обеспечивается возможность присоединения или преобразования неприбыльной организации.
Закон о действующих общественных и благотворительных организациях не предусматривает какой-то системы присоединения или преобразования и ст.18 ЗУ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» содержит только требования прекращения деятельности через ликвидацию. Также ст.25 ЗУ «Об общественных объединениях» предусматривает ликвидацию в случае самороспуска или реорганизации данного общественного объединения. Поэтому, когда неприбыльные организации писали старые свои уставы и регистрировали их, они выполняли пункт, где было указано, что обязательно при ликвидации они должны передать свои активы другой неприбыльной организации или в бюджет.
При изменении налогового законодательства перечень, когда организация должна передать свои активы в бюджет, были расширены, и поэтому на сегодня неприбыльным организациям нужно предусмотреть, в соответствии с подпунктом 3 пункта 133.4.1. НК, передачу активов другой общественной организации того же вида деятельности или в бюджет при ликвидации организации, ее слиянии, разделении, присоединении или преобразовании.
Обращаем внимание на то, что если в обновленном уставе не будет предусмотрено решение всех предварительно указанных пунктов, то существует риск, что контролирующие органы могут считать, что некоммерческая организация не выполнила требования действующего НК. (Эти положения не распространяются на объединения и ассоциации объединений совладельцев многоквартирных домов. То есть подпункт 3 ст.133.4.1. не будет предусматриваться при регистрации в уставных документах для тех организаций, которые на сегодняшний день образуются как ОСМД).
И четвертое: если неприбыльная организация выполнит первый, второй и третий пункты, то она может быть внесена контролирующими органами в реестр неприбыльных учреждений и организаций. Эти требования, которые были изменены с 1 января 2015 г., не подразумевают новой регистрации (перерегистрации), а только вносятся изменения в устав, устав излагается в новой редакции. Сначала организация идет в орган регистрации, отвечающий за регистрацию общественных и благотворительных организаций, где и вносятся изменения.
Обязательным условием для неприбыльных организаций является использование своих доходов (прибылей) исключительно для финансирования расходов на свое содержание, реализации цели (целей, задач) и направлений деятельности, определенных учредительными документами.
На сегодня процедура внесения изменений проходит в несколько шагов. После принятия решения о приведении устава в соответствие с законодательными требованиями, организация предоставляет его в соответствующий орган государственной регистрации. Для общественных организаций — необходимо обратиться в управление юстиции по месту регистрации, а благотворительные фонды могут обратиться к любому государственному регистратору, в том числе и к нотариусам, и зарегистрировать изменения в Едином государственном реестре. Срок рассмотрения документов и проведения регистрационных действий регистратором законодатель, для соответствующего вида общественного образования, установил от 1 до 3 рабочих дней.
Следующий шаг — организация обязана в 10-дневный срок с момента возникновения изменений или дополнений подать по месту своей регистрации в орган ДФС соответствующее заявление. Поскольку Положением о реестре неприбыльных учреждений и организаций срок для принятия решения об изменениях не установлен, налоговики разъясняют, что срок выполнения составляет не более 30 календарных дней. Необходимо отметить, что государственная регистрация изменений — процедура финансово не затратная, не требует уплаты административного сбора, кроме определенных случаев, не справляется любая плата. Конечно, это общие сроки и процедуры, определенные законодательством, они могут в каждом индивидуальном случае быть продлены или сокращены с учетом особенностей изменений, вносимых определенной организацией, и специфики работы того или иного государственного органа.
Для включения в Реестр необходимо подать в контролирующий орган регистрационное заявление по форме 1-РН, заверенные подписью руководителя или представителя организации и печатью (при наличии), копии учредительных документов (кроме обнародованных на портале электронных сервисов), а жилищно-строительным кооперативам — также заверенные подписью руководителя или представителя кооператива и печатью (при наличии) копии документов, подтверждающих дату принятия в эксплуатацию законченного строительством жилого дома и факта строительства или приобретения дома кооперативом.
Для регистрации и внесения сведений в реестр регистрационное заявление, а также копии необходимых документов неприбыльной организацией могут быть представлены одним из способов:
■ лично руководителем/представителем организации или уполномоченным на это лицом;
■ по почте с уведомлением о вручении и описью вложения;
■ средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц, если учредительные документы опубликованы на портале электронных сервисов;
■ государственному регистратору как приложение к заявлению о государственной регистрации. Такое заявление в электронной форме в установленном порядке передается техническим администратором ЕГР в контролирующие органы вместе со сведениями о государственной регистрации создания юридического лица.
Контролирующий орган может проводить проверку сведений, содержащихся в представленных документах, а также получает доступ к учредительным документам, обнародованным на портале электронных сервисов.
По результатам рассмотрения заявления и документов в течение 14 календарных дней со дня их получения контролирующим органом принимается решение:
■ о включении, повторном включении, отказе во включении неприбыльной организации в Реестр;
■ об исключении неприбыльной организации из Реестра;
■ об изменении признака неприбыльности.
Контролирующий орган отказывает неприбыльной организации во включении в Реестр в случае представления неполного пакета документов, несоответствия неприбыльной организации требованиям, установленным п.7 Порядка. После получения решения об отказе неприбыльная организация может устранить недостатки и повторно подать документы.
Также, в течение двух месяцев со дня вступления в силу постановления КМУ от 13 июля 2016 г. №440, ГФС может направлять неприбыльным организациям письменные запросы относительно соответствия требованиям, установленным п.133.4 ст.133 НК, и копий учредительных документов (копий документов о принятии в эксплуатацию дома — для ЖСК). Ответы должны быть предоставлены в течение месяца.
Если руководство общественной организации хочет быть неплательщиком налога на прибыль, то следует своевременно привести все документы организации в соответствие с изложенными выше требованиями законодательства Украины.

Читайте также: