Когда Новый Год?

Поздравляю-с-Новым-Годом

Не станем искать ответы на вопросы о том, когда встречают свой новый год жители островов Тихого океана, племена Черной Африки или аборигены Южной Америки. Вкратце обрисуем «картину», так или иначе связанную с наиболее известными мировыми религиями, к которым, в определённом смысле, как «веру в безбожие», следует отнести и атеизм во всех его формах.

В большинстве государств мира новый год справляют теперь 1 января на западноевропейский манер. Ситуация была создана искусственно, как и приведение используемого на территории Российской империи календаря в соответствие с западным. Во многом всё это — продукт атеистической пропаганды, произведённый с целью создания значимых светских праздников, которые затмили бы и постепенно вытеснили праздники религиозные в интересах глобализации, с наслоениями присущей западной цивилизации коммерциализации празднования нового года и использованием его как повода поднять продажи.

А мусульманский новый год наступает в первый день месяца мухаррам по исламскому лунному календарю. Особых традиций его празднования не существует. Летоисчисление ведут от Хиджры- даты переселения пророка Мухаммеда и первых мусульман из Мекки в Медину (по ряду источников соответствует 16 июля 622 г. н.э.)

Поскольку мусульманский год короче григорианского на 11-12 дней, дата его начала в григорианской системе — «плавающая». При этом через определенные временные промежутки месяцы «перетекают» из времён года: месяц, ранее бывший «зимним», стаёт «летним», и наоборот…

Среди мусульман вопрос допустимости празднования светского Нового года 1 января часто стоит остро. Сторонники дозволенности празднования подчеркивают, что «этот праздник не религиозный и поэтому его нельзя считать неприемлемым нововведением», что «Новый год — просто старая добрая традиция от предков» и «обращать внимание на истоки праздника не стоит».

И всё же здесь уместно отметить, что у большинства народов- славянских, тюркских, иранских и других — начало года в древности отмечали весной. У ряда этнических групп до сих пор есть соответствующие празднества. Например, Сабантуй («праздник плуга» — окончания весенних полевых работ) и Новруз (праздник нового года по астрономическому солнечному календарю у иранских и тюркских народов), как национальная традиция, не имеющая прямого отношения к магометанским обычаям. У восточных славян — масляница (масляная), которую ныне привязывают ко времени перед началом Великого поста, но имеющая куда более давние, дохристианские корни.

Если же рассматривать позаимствованную в последние десятилетия «китайскую» традицию каждому году приписывать тотемное животное и веру в некое мистическое влияние данного тотема на жизнь людей в наступающем году (для чего в новогоднюю ночь «символ» грядущего года «задабривают» правильными блюдами, обстановкой, одеждой и поведением), то вообще непонятно, каким образом «символ» имеет влияние в ночь с 31 декабря на 1 января?

Хань (называемые «китайцами») новый год отмечают в период зимнего новолуния по завершению полного лунного цикла, прошедшего после дня зимнего солнцестояния. Он выпадает на один из дней в промежутке между 21 января и 21 февраля. Таким образом, если уж люди верят «в покровительство этих животных», то в ночь на 1 января они совершают акты поклонения тотему, который еще «не вступил в свои права».

Для ханьцев встреча нового года — одна из самых значимых семейных традиций. Поначалу праздник называли «Синьнянь» («Новый год»). Однако после того как в результате Синьханьской революции 1911 г. в Чжунго («Китай») ввели новый стиль летоисчисления, чтобы отличить свой праздник от европейского 1 января, хань переименовали его в «Чуньцзе», что означает «Праздник весны». Во время праздничной процессии, протекающей по улицам в новогоднюю ночь, зажигают множество фонарей, чтобы «осветить себе путь в новый год», а «так как он окружен злыми духами и нечистыми силами», то отпугивают их с помощью хлопушек и фейерверков… В первый день нового года здесь не только запускают фейерверки, но и сжигают палочки благовоний, что, якобы, способно «отпугнуть злых духов и выгнать их из дома». Словом, сплошное язычество…

В Иране новый год встречают в первый день весны, в марте, соответственно дню весеннего равноденствия. Так отмечают новый год, например, приверженцы зороастризма. За несколько недель до этого высаживают в небольшие горшочки зерна пшеницы; ко дню равноденствия они всходят и это символизирует начало весны и Нового года. Это и есть Новруз. При этом на Ближнем Востоке его празднуют только коренные народы, проживавшие там до прихода арабов и распространения ислама. Новруз не признают арабы; в Турции он был запрещен в 1925-91 гг.; в Сирии запрещен до сих пор. Тем не менее, в 2009 г. Новруз был включён ЮНЕСКО в «Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества» как Международный день Новруз — 21 марта. Примечательно, что восточнославянские календарные традиции- ни украинские, ни белорусские, ни русские — в указанный список не входят.

Свой праздник Рош ха-Шана («голова года») евреи отмечают два дня подряд в новолуние осеннего месяца тишрей по еврейскому календарю в период между 5 сентября и 5 октября (спустя 163 дня после Песаха — еврейской Пасхи) и многие считают, что этот день определяет судьбу на весь будущий год. В ночь праздника в Израиле приветствуют встречных следующими словами: «Да будете вы вписаны и подписаны на хороший год в Книге жизни!» Затем следуют 10 дней самопознания и самопокаяния, которые называют «днями возвращения к Богу». Иудеи в эти дни одеваются только в светлые одежды и едят яблоки, обмакивая их в мёд. При этом, что интересно, в Танахе (Пятикнижие, Пророки, Писание) 1-м месяцем года признан весенний месяц авив (нисан), когда евреи вышли из Египта. Праздник же первого дня 7-го месяца (тишрей) назван днём «священного собрания», когда положено не работать, трубить в шофар и совершать жертвоприношения.

Следует отметить и старую славянскую традицию встречать наступление Нового лета (Новолетия) в день осеннего равноденствия (в 2018-м выпадает на 23 сентября), и ещё более древнюю- в день весеннего равноденствия (в этом году — 20 марта). А у православных христиан восточного обряда — по церковной традиции — Новолетие (от Сотворения мира) наступает вовсе не 1 января, и даже не 14-го, а 1 сентября (14-го по новому стилю). И в том, что мы, русские славяне, можем в течение 12 месяцев дважды отмечать начало нового года и трижды — начало Новолетия — нет ничего странного, хотя с обоснованиями следовало бы разобраться.

В Индии, где основная часть населения исповедует индуизм, новый год тоже празднуют не единожды. Традиционный индуистский год — Гуди Падва — на этот раз начнётся, кажись, 18 марта. Но каждый год дата меняется в зависимости от лунного календаря. Празднование нового года длиться не один день и сопровождается различными карнавальными шествиями, ярмарками, фестивалями. Даты начала празднеств по случаю наступления нового года в разных штатах Индии существенно «разнесены». Но, поскольку политическая, экономическая и социальная сферы страны со времени британской колонизации ориентированы на западное летоисчисление, первое января также не обходят вниманием…

***

Даже на первый взгляд вопрос «когда новый год?» не так прост, как кажется; и ещё более не прост ответ на него, если только на шажок отступить от официально-светской секулярной версии.
И ведь правда, ничего в этом мире не происходит «просто так»…
И каждому решать, нужны ли ему какие-то знания и традиции, принадлежащие его народу, предкам, не говоря уж об относимых к «общечеловеческому наследию».

Н.А.

Читайте также: