«Вагон с бесконечными рельсами»

Самоход-Блинова

[125 лет назад крестьянин Федор Блинов подал заявку на изобретение «вагона с бесконечными рельсами»]

Трудно сейчас представить Матушку-Землю без железного коня, медленно бороздящего ее просторы. Среди великих изобретений гусеничный трактор почему-то считают детищем американской фирмы «Холт», хотя ее трактор передвигался преимущественно на колесах, его обували в некое подобие гусениц лишь в том случае, если надо было ехать по вязкой почве.

В действительности первый в известной нам описанной истории человечества трактор на гусеничном ходу увидел свет в селе Балаково (ныне Саратовская область). Собран он был по чертежам выходца из крестьянской семьи Федора Абрамовича Блинова.

Фёдор-Блинов

27 марта 1878 года он обратился в Департамент торговли и мануфактур с ходатайством о выдаче ему привилегии «на особого устройства вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». Патент был получен, и в конце 1880 года такой «вагон» уже проходил испытания. Газета «Саратовский листок» по этому поводу писала: «Некто крестьянин Блинов изобрел машину для перевозки тяжестей с подвижными под колесами рельсами. Устройство незамысловатое. Рельсы, пристроенные к маленьким плиткам, особым устройством передних и задних колес движутся наподобие приводного шкива. При первой пробе оказалось, что пара лошадей свободно может перевозить на этой машине до четырехсот с лишком пудов по обыкновенной каменной мостовой. Машина обещает громадную выгоду и приложение во всех местностях, где имеются большие склады товаров». Но пока это еще не был трактор. Блинов испытывал лишь гусеничный ход. Успех испытания вдохновил изобретателя-самоучку на новые работы.

Он начал создавать паровой трактор на гусеничной платформе. В 1888 году, то есть на 24 года раньше, чем увидело свет детище американской фирмы «Холт», самоход Блинова успешно прошел испытания, полностью оправдав надежды изобретателя. Правда, на современный трактор машина была не очень похожа, но основные принципы конструкции гусеничного хода, управления и торможения остались практически неизменными до настоящего времени.

Первый самоход Блинова мог пахать землю, возить бревна, буксировать телеги. Но судьба его была печальная. Подвыпившие сыновья изобретателя без его ведома поехали на нём кататься и напоролись на пень: получив серьезные повреждения, машина по инерции сползла в болото, где и погибла.

Взамен старого трактора Федор Абрамович сконструировал новый, еще более мощный и компактный, который представил в 1896 году на Нижегородской промышленной выставке. Изобретатель возлагал большие надежды на этот гусеничный самоход, считая, что сможет облегчить крестьянский труд. Но члены жюри не оценили значения этого изобретения. Они лишь выдали «крестьянину Федору Блинову похвальный отзыв за паровоз для проселочных дорог с бесконечными рельсами и за трудолюбие по его изготовлению».

Непризнание значимости этой машины, на создание которой было положено столько сил и энергии, подкосило здоровье изобретателя. Но и в последние годы своей жизни Федор Абрамович продолжал работать над проектом гусеничного трактора с двигателем внутреннего сгорания. Однако построить его не успел. В 1902 году Блинова не стало.

Созданный им трактор не получил признания в России. Федор Абрамович Блинов был забыт, как и многие другие талантливые русские люди. «Вся беда в том, — было верно подмечено газетой «Волгарь» за 1896 год, — что русские изобретатели- русские, у нас нет доверия к собственным творческим силам и способностям, нет желания поддержать даже бесспорно полезное дело, и немудрено, если русские изобретения попадают в руки англичан, американцев, французов». Но, к сожалению, не только современники отказали в признании талантливому изобретателю. Спустя век развитая индустриальная Россия, выпускающая и повсеместно использующая гусеничный трактор, не смогла воздать должное его создателю.

Во времена советской власти в селе Никольском Саратовской области, на родине изобретателя, Блинову был установлен памятник небольшого размера, сделанный из кирпича и бетона. Местные жители на протяжении долгих лет, как могли, поддерживали памятник в порядке. В нынешнее время все пришло в полное запустение, теперь за слоями краски и штукатурки трудно узнать черты лица русского изобретателя.

И это не единичный случай. По всей России мы не можем сохранить память о наших лучших людях. Мы перестали гордиться собственной страной и каждый раз вынуждены доказывать свои приоритеты перед другими государствами. А у Федора Абрамовича Блинова такая гордость была. Когда одна немецкая фирма предложила ему продать «самоход» за хорошие деньги, Блинов отказался, сказав: «Я русский мужик, думал и делал для России».

Схема-самохода-Блинова

Анна Макарова

На иллюстрациях:
Самоход Блинова;
Фёдор Абрамович Блинов;
Компоновочная схема самохода Блинова

Читайте также: