Помощь вынужденным переселенцам с Востока Украины: на что рассчитывать?

 

Переселенцы

Массовое переселение жителей Донецкой и Луганской областей из опасной для жизни зоны военного конфликта началось четыре года назад. Потеря места постоянного проживания, работы, имущества, близкого окружения тяжелым грузом легла на плечи этих людей. После Чернобыльской катастрофы 1986 года это второе массовое переселение людей на Украине.

Вынужденное массовое переселение является одной из сложнейших проблем для государств и этнокультурных сообществ. Она затрагивает социально-экономические, социокультурные и политические аспекты жизнедеятельности всего мирового сообщества. В последнее время в мире отмечены острые негативные тенденции, связанные с увеличением количества и беженцев, и переселенцев.

Среди государств мира по числу внутренне перемещенных лиц на 2017 год Украина заняла 8-е (восьмое) место после Сирии, Колумбии, Судана, Йемена, Южного Судана и Нигерии. Об этом было сказано в докладе «Глобальные тенденции» Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Из-за длительного военного конфликта и растущего числа переселенцев и беженцев, Украина представляет некий дискомфорт для соседних государств. В связи с этим усиливается внутренняя и внешняя заинтересованность в скорейшем решении проблем вооруженного конфликта, установлении мира и предупреждении возникновения новых очагов военных действий.

Четыре года тяжелых испытаний для людей и украинского государства в целом, изменили многое. Возросли уровень бедности и социального неравенства, явления кризиса; хуже стало экономическое положение, ожидания скорого окончания конфликта не оправдались. Число переселенцев по официальным данным составило 1,6 миллионов лиц. Их проблемы остались практически не решенными.

За годы военных действий и своих мытарств переселенцы научились адаптироваться к новым условиям существования, отмечая, что поддержка беженцев и переселенцев государством носит формальный характер. На деле им в большей мере помогают различные гуманитарные организации, благотворительные фонды и группы волонтеров.

Люди научились переживать трудности, которые из временных переросли в долговременные, а ожидание их преодоления обеспечило значительную инертность со стороны всех задействованных в этом процессе субъектов отношений и самих переселенцев, то есть органов исполнительной и законодательной власти, общественных организаций по защите прав и интересов этой категории населения. На деле обещания политиков о помощи внутренним переселенцам так и остались в большей степени обещаниями. По прошествии четырех лет все еще не создана законодательная база и специальные институты по защите прав и интересов вынужденных переселенцев. Все еще отсутствует понимание и помощь с учетом социально-психологических особенностей этой категории населения; не был проведен качественный и развернутый учет перемещенных лиц (по возрасту, образованию, профессиональному статусу, по потребностям в жилье, работе, медицинских и образовательных услугах и т.д.) Такое положение вызвано как отсутствием опыта, так и наличием в государстве огромного количества других, не менее вопиющих проблем и задач, требующих незамедлительного разрешения.

В свою очередь события на Украине в последние четыре года привлекли внимание со стороны других государств, межгосударственных организаций. В результате с самого начала военных действий в 2014 году сюда стали систематически отправлять грузы с продуктами и вещами для переселенцев. Одновременно активизирована была специфическая проектная и грантовая адресная инвестиционная помощь по восстановлению инфраструктурных объектов, решению проблем разрушенного жилья, по восстановлению медицинских и образовательных объектов, а также по активизации предпринимательской активности. Правда судить об эффективности оказываемой помощи очень сложно…

Часть средств международной помощи успешно осваивалась, но одновременно из-за отсутствия опыта выполнения требований иностранных инвесторов по оформлению документов на реализацию проектов часть финансов не осваивалась. Из-за этой причины многие преодоления последствий военного конфликта не были осуществлены несмотря на наличие ресурсов.

Кроме прочих проблем, многие переселенцы из восточных областей столкнулись и с неприязнью, отторжением со стороны местного населения на местах нового проживания, чувствуя себя «непринятыми» здесь и «лишними» там. Этим людям тяжело найти жилье для съема, их детей не принимают в школы и садики, они столкнулись не только с определенной критикой, но зачастую и с открытым осуждением. Одни не выдерживают психологического давления, другие непосильных финансовых издержек и возвращаются в зону опасности- на территории, откуда вынуждены были бежать, третьи меняют место переселения. Чаще всего эти люди остаются один на один со своими проблемами, без правовой и материальной защиты со стороны государства.

Вакуум правового поля и неопределённость прав и свобод выехавших переселенцев требовали принятия законодательства в этой сфере, так как вынужденные лишения усугубляют отсутствие необходимой правовой защиты.

Еще 20 октября 2014 года был принят Закон Украины (далее — ЗУ) №1706-VII «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц». Разработчики и другие специалисты считают, что он базируется на международных правовых нормах, но без учета национального опыта. Срочность принятия данного закона обусловила несовершенство его правовых положений, но массовость вынужденного перемещения населения требовала законодательной регламентации происходящих процессов.

Законом №1706-VII предусмотрено, что внутренне перемещенным лицом считают гражданина Украины, который вынужден был покинуть постоянное место проживания в результате или во избежание негативных последствий вооруженного конфликта, временной оккупации, повсеместных проявлений насилия, массовых нарушений прав человека и чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Законом предусмотрено, что гражданин Украины имеет право на защиту своих интересов, защиту от принудительного внутреннего перемещения или принудительного возвращения на оставленное место проживания.

Закон также определяет полномочия Кабинета Министров Украины (КМУ) по вопросам обеспечения прав и свобод внутренне перемещенных лиц.

На что же может надеяться переселенец и беженец?

Получение статуса беженца или переселенца

Для получения статуса беженца или переселенца можно обратиться в Управление социальной защиты населения по месту фактического проживания. Там выдают справку, которую затем необходимо заверить в Государственной миграционной службе (ГМС). Без печати из миграционной службы статус переселенца, беженца получить не выйдет.

Беженцы сталкиваются с немалыми проблемами при получении соответствующего статуса. Многие из них месяцами, а то и годами ждут решения…

Многие не знают, чем отличается беженец от вынужденного переселенца, поэтому отождествляют данные понятия, а это — ошибочное суждение. На самом деле указанные категории лиц имеют множество кардинальных отличий, не позволяющих уравнивать их в правовом положении. Такие отличия, в частности, касаются оснований для предоставления статуса, гражданства, срока действия статуса и множества других аспектов.

Беженец — это иностранец, который вследствие определенных обстоятельств покинул территорию государства, гражданином которого он является, и ищет новое место жительства.

Согласно украинскому законодательству срок рассмотрения заявления о присвоении статуса беженца составляет 6 месяцев. В течение этого времени проводят интервью, изучают полученную информацию, проверяют предоставленные документы. Но далеко не всем повезет получить положительный ответ. Официальная статистика за 2015 год показала, что только 3,5% из обратившихся получили статус беженца…

Украинские миграционные органы часто отказывают в предоставлении статуса беженца. Это может быть связано с недостаточной квалификацией сотрудников местных структур, а именно: с отсутствием у них необходимых знаний, слабым владением иностранными языками и прочее. Процедура получения статуса беженца довольна сложная, требующая понимания международных стандартов и инструментов, знаний того, что происходит в государстве, из которого приехал соискатель статуса беженца и тому подобное.

По нормативным документам процедура присвоения статуса беженца на Украине базируется на международных стандартах. В связи с рядом правовых и политико-экономических факторов внутри Украины возникает много сложностей как с получением статуса беженца, так и с пребыванием их на Украине в целом. Для многих процедура длится годами, потому что им отказывают и дела переходят в суды. Известен случай, когда процедура длилась около 18 лет…

Социальная защита беженцев и переселенцев на Украине

Украинское государство практически никак не удовлетворяет социальные потребности тех, кто ищет убежища на Украине. Например, в государствах Европейского Союза беженцев обеспечивают временным бесплатным жильем, медицинской страховкой, а также ежемесячными денежными выплатами в размере около 300 евро. Также им гарантируют право на официальное трудоустройство и другие льготы.

Законодательством Украины также предусмотрена помощь для беженцев: на приобретение товаров первой необходимости. Эта выплата единоразовая и предоставляют её только после получения соответствующего статуса. Она составляет 17 гривен для совершеннолетних граждан и 10,2 грн для детей… Выдается эта помощь двумя частями: половина в течение пяти дней после принятия соответствующего решения о предоставлении статуса беженца, остальное — в течение 10 дней после переезда на постоянное место жительства. Чтобы получить помощь нужно потратить не один день на оформление соответствующих документов…

Процедура получения статуса беженца также предусматривает прохождение обязательного медицинского обследования. По закону это является бесплатной процедурой, но иногда люди вынуждены платить за медицинскую помощь.

Проблемы с жильем

Помощь государства для приобретения и съема жилья или других льгот для беженцев на Украине не предусмотрена. Есть ряд проектов по строительству социального жилья в разных регионах Украины для размещения беженцев, но пока это остается лишь в декларируемых планах.

Также следует ещё раз обратить внимание на существование неприязненного отношения местных жителей к беженцам и переселенцам, что в свою очередь задерживает и блокирует реализацию многих проектов по обеспечению жильем этих групп людей.

Отсутствие жилья — первая проблема, с которой сталкиваются переселенцы и беженцы. В ряде областей для решения этого вопроса намерены построить центры социального жилья для переселенцев и других незащищенных слоев населения. Но строительство такого жилья по тем или иным причинам постоянно откладывают.

На сегодня на Украине функционирует два пункта временного размещения для беженцев: один в Закарпатской области и один в Одессе. Они рассчитаны в среднем на 330-350 лиц и пункты «забиты под завязку». А учитывая, что в год около 1500 лиц обращаются за защитой и предоставлением статуса беженца, то стаёт очевидным, что мест всем не хватает. Для разрешения этой проблемы в начале 2016 года должен был быть открыт еще один пункт на 250 мест в Яготине Киевской области, однако местные жители выступили против поселения там беженцев и программа создания его была сорвана.

Таким образом, в большинстве случаев, беженцам, как и переселенцам, приходится самостоятельно искать и оплачивать себе жилье. Возможно, в этом не было бы проблемы, если бы не одно но. Пока миграционные органы рассматривают заявление на получение статуса беженца (а это минимум шесть месяцев), официально трудоустроиться такому лицу практически невозможно. Согласно украинскому законодательству необходимо получить специальное разрешение на трудоустройство.

Подтверждение факта внутреннего перемещения

Для подтверждения факта внутреннего перемещения необходимо получить справку о постановке на учет внутренне перемещенного лица. Для получения справки внутренне перемещенное лицо должно обратиться в подразделение местной государственной администрации по вопросам социальной защиты населения по месту фактического проживания с заявлением о получении справки о взятии на учет внутренне перемещенного лица.

Законом определено, что внутренне перемещенный гражданин имеет право на:

— безопасные условия для жизни и здоровья;

— достоверную информацию о наличии угрозы для жизни и здоровья на территории его оставленного места жительства, а также места его временного поселения, о состоянии инфраструктуры, окружающей среды, обеспечении его прав и свобод;

— создание надлежащих условий для его постоянного или временного проживания;

— обеспечение органами государственной власти, органами местного самоуправления и субъектами частного права возможности безвозмездного временного проживания (при условии оплаты лицом стоимости коммунальных услуг) в течение шести месяцев с момента взятия на учет внутренне перемещенного лица; для многодетных семей, инвалидов, пожилых людей этот срок может быть продлен;

— содействие в перемещении его движимого имущества;

— содействие в возвращении на прежнее постоянное место жительства (по желанию);

— обеспечение лекарственными средствами в случаях и порядке, определенных законодательством;

— оказание необходимой медицинской помощи в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения;

— устройство детей в дошкольные и общеобразовательные учебные заведения;

— получение социальных и административных услуг по месту пребывания;

— на бесплатный проезд для возвращения к своему покинутому (предыдущему) месту жительства во всех видах общественного транспорта в случае исчезновения обстоятельств, которые вызвали такое перемещение.

Внутренне перемещенные лица в целом имеют те же права, что и все остальные граждане Украины, включая социальную защиту.

Денежная поддержка. Например, переселенцы из Донбасса и Крыма имеют право на ежемесячную денежную помощь от государства, которая для нетрудоспособных лиц (пенсионеров, детей) составляет 884 гривны, для трудоспособных лиц — 442 гривны. Срок действия этой помощи — шесть месяцев, но по истечении этого срока можно снова обратиться в Управление социальной защиты и продлить выплаты.

Питание. Кроме того, законом предусмотрено, что, в соответствии с законодательством, местные органы власти обеспечивают бесплатное питание внутренне перемещенных лиц на период до получения такими лицами статуса безработных или их трудоустройства, но не более 1 месяца.

Жилье. Согласно закону «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц», местные органы власти обязаны предоставлять переселенцам бесплатное жилье во временное пользования (с оплатой только коммунальных услуг). Разумеется, эта норма не соблюдается в полной мере. Местные органы власти лишь «отмахиваются» отсутствием свободного жилья. Известны случаи, когда переселенцам предоставляли места в общежитиях, базах отдыха, пансионатах. Но в последнее время внутренне перемещенным лицам лишь предлагают места в модульных городках: 140 гривен в месяц за… койку в восьмиместном номере.

Медицинская помощь для переселенцев является бесплатной. По крайней мере, так говорит украинское законодательство. На деле в государственных поликлиниках или больницах иногда требуют справку переселенца, без которой могут даже не обслужить (если нет необходимости в предоставлении экстренной медицинской помощи).

По состоянию на 2018 год в отношении внутренне перемещенных лиц на Украине разработана широкая нормативно-правовая база, согласно которой для них созданы все условия для «нормальной жизни». К сожалению, на практике из этого выполняется лишь малая часть.

Читайте также: