Важный институт власти

Конституционный-Суд-Украины

Верховная Рада Украины (ВРУ) приняла Закон Украины (ЗУ) «О Конституционном Суде Украины» (КСУ), который вступил в силу 3 августа 2017 г. и определяет порядок организации и деятельности КСУ, статус судей КСУ, основания и порядок обращения к нему, процедуру рассмотрения им дел и исполнения его решений.

Законом предусмотрено, что в состав КСУ входят 18 судей. Президент Украины, ВРУ и Съезд судей Украины назначают по 6 судей КСУ. В составе КСУ действуют Большая палата (Палата), два Сената и шесть Коллегий. Большая палата, Сенат, Коллегия имеют статус органов Суда. Большая палата действует в составе всех судей КСУ.

Палата, Сенат, Коллегии в пределах, определенных ЗУ «О КСУ» полномочий по конституционному производству, действуют как Конституционный суд. Представительские, организационные, распорядительные функции осуществляют председатель КСУ, заместитель председателя КСУ, секретари Коллегий.

КСУ уполномочен осуществлять конституционное производство, если в его составе есть как минимум 12 судей КСУ, которые получили полномочия согласно статье 17 ЗУ «О КСУ».

Законом определены вопросы, которые отнесены к компетенции КСУ (Большой палаты), Сенатов и Коллегий, основания для увольнения судьи КСУ. В частности, предусмотрено, что судья без согласия суда не может быть задержан, взят под стражу или арестован до вынесения обвинительного приговора судом, за исключением задержания судьи во время или сразу после совершения тяжкого или особо тяжкого преступления.

Каждый из двух Сенатов действует в составе 9 судей КСУ. Персональный состав Сенатов своим постановлением утверждает КСУ. Сенат, на основании поданных в КСУ конституционных жалоб, рассматривает вопросы о конституционности законов Украины (их отдельных положений), то есть — о соответствии их содержания Конституции Украины, а также другие вопросы, определенные ЗУ «О КСУ».

Акты КСУ, заседание КСУ и информация по делам, которые рассматривает КСУ, являются открытыми, если иное не установлено ЗУ «О КСУ». Никто не может быть ограничен в праве на получение в КСУ устной или письменной информации о результатах рассмотрения его дела. Любое лицо имеет право на свободный доступ к решению КСУ в порядке, установленном ЗУ «О КСУ». Информация о конституционных представлениях, конституционных обращениях, конституционных жалобах, поступивших в КСУ, о ходе дела, дате и времени заседания Сената, Палаты является открытой и обнародуется на официальном веб-сайте КСУ, если иное не установлено ЗУ «О КСУ».

Конституционный суд Украины

Конституционный Суд Украины (далее — КСУ) является органом конституционной юрисдикции, который обеспечивает верховенство Конституции Украины (КУ), решает вопросы о соответствии Законов Украины (ЗУ) КУ и в предусмотренных КУ случаях других актов; осуществляет официальное толкование КУ, а также другие полномочия в соответствии с КУ.

Территориально КСУ расположен в Киеве. Он должен осуществлять свою деятельность на принципах верховенства права, независимости, коллегиальности, гласности, открытости, полного и всестороннего рассмотрения дел, обоснованности и обязательности принятых им решений и выводов и действует в соответствии с полномочиями, определенными в КУ.

Порядок организации и деятельности КСУ, порядок конституционного производства, процедуру рассмотрения дел и исполнения решений и выводов устанавливает ЗУ «О КСУ».

Организацию внутренней работы КСУ и соответствующие правила процедуры рассмотрения им дел устанавливает в соответствии с ЗУ «О КСУ» Регламент КСУ (далее — Регламент). КСУ принимает другие акты, регламентирующие организацию его работы, в соответствии с ЗУ «О КСУ» и Регламентом.

Рассмотрение дел на пленарных заседаниях Большой палаты КСУ (далее — Палата), Сената КСУ (далее- Сенат) осуществляется открыто, за исключением закрытой части этих заседаний, когда судьи готовят формулировки решения или вывода, вынесение постановления суда. Закрытое пленарное заседание разрешено в случае, если рассмотрение дела на открытом пленарном заседании может привести к разглашению государственной тайны и (или) иной информации, охраняемой законом.

Лиц, изъявивших желание присутствовать на открытой части пленарного заседания Палаты, Сената, допускают в помещение суда и в зал заседаний суда в порядке, установленном Регламентом.

Представители средств массовой информации (СМИ), аккредитованные в суде, могут осуществлять видео- и фотофиксацию, вести аудиозапись открытой части пленарного заседания Палаты, Сената в порядке, установленном Регламентом.

Полномочия КСУ

К полномочиям КСУ отнесено:

— решение вопросов о соответствии КУ (конституционности) законов Украины и других правовых актов ВРУ, президента Украины, Кабинета министров Украины (КМУ), правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым (АРК);

— официальное толкование КУ;

— предоставление по обращению президента Украины или не менее 45 депутатов ВРУ, или КМУ заключений о соответствии КУ действующих международных договоров Украины или тех международных договоров, которые вносятся в ВРУ для дачи согласия на их обязательность;

— предоставление по обращению президента Украины или не менее 45 депутатов ВРУ заключений о соответствии КУ (конституционности) вопросов, предлагаемых для вынесения на всеукраинский референдум по народной инициативе;

— предоставление по обращению ВРУ заключения о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об устранении президента Украины с поста в порядке импичмента в пределах, определенных статьями 111 и 151 КУ;

— предоставление по обращению ВРУ заключения о соответствии законопроекта о внесении изменений в КУ требованиям ст.ст.157 и 158 КУ

[в этих статьях речь идет о том, что КУ не может быть изменена, если изменения предусматривают отмену или ограничение прав и свобод человека и гражданина, или если они направлены на ликвидацию независимости или на нарушение территориальной целостности Украины, а также — КУ не может быть изменена в условиях военного или чрезвычайного положения (ст.157); внесение изменений в одни и те же положения КУ может быть рассмотрено ВРУ на протяжении срока её полномочий только один раз, при этом, если законопроект о внесении изменений был рассмотрен ВРУ и не принят, то повторно он может быть рассмотрен не раньше, чем через год (ст.158)];

— предоставление по обращению ВРУ вывода о нарушении КУ или ЗУ Верховной Радой АРК;

— решение вопросов о соответствии КУ и ЗУ нормативно-правовых актов Верховной Рады АРК по обращению президента Украины согласно ч.2 ст.137 КУ;

— решение вопросов о соответствии КУ (конституционности) ЗУ (их отдельных положений) по конституционной жалобе лица, считающего, что примененный в конечном судебном решении в его деле ЗУ противоречит КУ.

Большая палата КСУ

Большая палата рассматривает вопросы:

— соответствия Конституции Украины (конституционности) законов Украины и других правовых актов ВРУ, актов президента Украины, актов КМУ, правовых актов Верховной Рады АРК;

— официального толкования КУ, соответствия КУ действующих международных договоров Украины или тех международных договоров, которые вносятся в ВРУ для дачи согласия на их обязательность;

— соответствия КУ (конституционности) вопросов, предлагаемых для вынесения на всеукраинский референдум по народной инициативе;

— соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об устранении президента Украины с поста в порядке импичмента в пределах, установленных ст.ст. 111 и 151 КУ;

— соответствия законопроекта о внесении изменений в КУ требованиям ст.ст. 157 и 158 КУ;

— нарушения Верховной Радой АРК КУ или ЗУ;

— соответствия нормативно-правовых актов Верховной Рады АРК КУ и ЗУ;

— соответствия КУ (конституционности) ЗУ (их отдельных положений) по конституционным жалобам в случае отказа Сената от рассмотрения дела по усмотрению Палаты в случаях, определенных ЗУ «О КСУ».

К полномочиям Палаты также отнесено решение процедурных вопросов, возникающих при конституционном производстве.

Сенат и Коллегия КСУ

Сенат действует в составе 9 судей КСУ. Если количество судей КСУ меньше 18, Сенат является полномочным при участии в нем не менее 6 судей.

Состав Сенатов формируется на специальном пленарном заседании КСУ путем жеребьевки. Относительно председателя КСУ и заместителя председателя КСУ жеребьевки не проводятся.

Персональный состав Сенатов утверждается постановлением КСУ.

Сенат рассматривает дела с участием не менее 6 судей. На заседании Сената председательствует соответственно председатель КСУ и заместитель председателя КСУ, а в случае их отсутствия — старший по возрасту судья, входящий в состав соответствующего Сената.

Сенат образуется в порядке, установленном Регламентом.

Сенат рассматривает вопросы о соответствии КУ (конституционности) ЗУ (их отдельных положений) по конституционным жалобам, а также другие вопросы, определенные ЗУ «О КСУ».

Коллегия действует в составе 3 судей КСУ, который на специальном пленарном заседании путем жеребьевки образует в пределах Сенатов коллегии в порядке, установленном Регламентом.

Один и тот же судья не может входить на постоянной основе в состав нескольких коллегий. Суд утверждает персональный состав Коллегии постановлением. В состав Коллегии при необходимости временно привлекают Судью из другой Коллегии в порядке, установленном Регламентом.

Секретаря Коллегии выбирают в порядке, установленном Регламентом, из числа судей КСУ, которые входят в её состав. Секретарь Коллегии: созывает заседания Коллегии и председательствует на нем; вносит предложение председателю в Сенате созвать заседания Сената, пленарное заседание Сената, а председательствующему в Палате — заседание Палаты; выполняет другие полномочия в соответствии с ЗУ «О КСУ».

К полномочиям Коллегии отнесено решение вопросов об открытии конституционного производства по делу на основании конституционного представления, конституционного обращения, конституционной жалобы.

Коллегия большинством голосов от ее состава выносит постановление об открытии конституционного производства по делу или об отказе в открытии конституционного производства по делу. Если Коллегия постановила решение об открытии конституционного производства по делу на основании конституционного представления или конституционного обращения, секретарь Коллегии вносит предложение председателю КСУ созвать заседание Палаты по рассмотрению вопросов, связанных с конституционным производством.

Если Коллегия постановила постановление об отказе в открытии конституционного производства, секретарь Коллегии передает конституционное представление или конституционное обращение на рассмотрение Палаты для решения вопроса об открытии конституционного производства по делу.

Если Коллегия постановила решение об открытии конституционного производства по делу по конституционной жалобе, секретарь Коллегии вносит предложение председателю соответствующего Сената созвать его заседание для рассмотрения вопросов, связанных с конституционным производством.

Если коллегия единогласно постановила решение об отказе в открытии конституционного производства по делу по конституционной жалобе, секретарь Коллегии передает конституционную жалобу на рассмотрение Сената для решения вопроса об открытии конституционного производства по делу.

Единогласно вынесенное постановление Коллегии об отказе в открытии конституционного производства по делу по конституционной жалобе есть окончательным.

Заседания КСУ

Для решения вопросов, связанных с организационной деятельностью КСУ, созывают специальные пленарные заседания и заседания КСУ, порядок проведения которых устанавливается Регламентом.

Исключительно в ходе специальных пленарных заседаний КСУ, в которых должно участвовать не менее 12 судей КСУ, судьи:

— избирают председателя и заместителя председателя КСУ, приводят к присяге вновь назначенных судей;

— принимают решения о предоставлении согласия на задержание или содержание под стражей или арест судьи;

— выносят предупреждения судье о необходимости устранения обстоятельств, свидетельствующих о нарушении им требований относительно несовместимости;

— принимают решения об увольнении судьи с должности в соответствии со ст.21 ЗУ «О КСУ»;

— принимают Регламент;

— образуют Коллегии, утверждают персональный состав Сенатов и Коллегий.

На заседаниях КСУ решает организационные, финансовые, кадровые и другие вопросы внутренней деятельности КСУ, не связанные с конституционным производством. Заседание является полномочным, если на нем присутствуют не менее 10 судей.

Решение специального пленарного заседания в форме постановления принимает большинство судей КСУ, участвующих в таком заседании, кроме случаев, определенных ЗУ «О КСУ».

Вспомогательными органами КСУ по вопросам организации его внутренней деятельности являются постоянные комиссии. Суд на заседании создает из числа судей КСУ постоянные комиссии и утверждает положение о них.

Для подготовки научных заключений по вопросам деятельности КСУ, требующих научного обеспечения, на своем заседании КСУ принимает Положение о Научно-консультационном совете при КСУ и утверждает такой совет из числа высококвалифицированных специалистов в области права.

Заседание-КСУ

Формы обращения в КСУ

Формы обращения в КСУ — конституционное представление (далее — представление), конституционное обращение (далее — обращение), конституционная жалоба (далее — жалоба).

Конституционное представление, конституционное обращение, конституционная жалоба должны быть поданы в КСУ на государственном языке.

Представление — обращение, письменное ходатайство относительно: 1) признание акта (его отдельных положений) неконституционным; 2) официального толкования КУ.

В представлении следует указывать: 1) субъект права на представление; 2) сведения о представителе субъекта права на представление, 3) документы и материалы, на которые ссылается субъект права на представление, с указанием полного наименования, номера, даты принятия, источники официального издания акта; 4) перечень документов и материалов, которые прилагаются.

В представлении о конституционности акта (его отдельных положений) указывают акт (его конкретные положения), который предстоит проверить на соответствие КУ, и конкретные положения КУ, на соответствие которым предстоит проверить акт (его отдельные положения), а также обоснования утверждений относительно неконституционности акта (его отдельных положений).

В представлении относительно официального толкования КУ указывают конкретные положения КУ, которые требуют официального толкования, и обоснование оснований, потребовавших толкования.

Субъектами права на конституционное представление являются: президент Украины, по меньшей мере 45 депутатов ВРУ, Верховный Суд Украины, уполномоченный ВРУ по правам человека, Верховная Рада АРК. Заявление депутата ВРУ об отзыве своей подписи под представлением не имеет юридических последствий.

Обращение — поданное в КСУ письменное ходатайство о предоставлении заключения относительно: 1) соответствия КУ действующих международных договоров Украины или международного договора, которые вносят в ВРУ для дачи согласия на его обязательность; 2) соответствия КУ (конституционности) вопросов, предлагаемых для вынесения на всеукраинский референдум по народной инициативе; 3) соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об устранении президента Украины с поста в порядке импичмента; 4) соответствия законопроекта о внесении изменений в КУ требованиям ст.ст. 157 и 158 КУ; 5) нарушения Верховной Радой АРК КУ или ЗУ; 6) соответствия нормативно-правовых актов Верховной Рады АРК КУ и ЗУ.

В обращении указывают: 1) субъект права на обращение; 2) сведения о представителе субъекта права на обращение; 3) документы и материалы, на которые ссылается субъект права на обращение, с указанием полного наименования, номера, даты принятия, источники официального издания акта; 4) перечень прилагаемых документов и материалов.

В обращении о соответствии КУ международного договора указывают конкретные положения договора, которые предстоит проверить на соответствие КУ, и конкретные положения КУ, на соответствие которым предстоит проверить договор, а также обоснования утверждений относительно неконституционности международного договора (его отдельных положений).

В обращении о соответствии КУ (конституционности) вопросов, предлагаемых для вынесения на всеукраинский референдум по народной инициативе, указывают те вопросы, конституционность которых оспаривает обращающийся, и конкретные положения КУ, на соответствие которым предстоит проверить эти вопросы, а также обоснования утверждений относительно несоответствия КУ (неконституционности) вопросов, предлагаемых для вынесения на всеукраинский референдум по народной инициативе.

К обращению относительно соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об устранении президента Украины с поста в порядке импичмента прилагают: 1) материалы об инициировании импичмента; 2) документы о создании и работе специальной временной следственной комиссии ВРУ для проведения расследования, выводы и предложения этой комиссии; 3) материалы о рассмотрении ВРУ выводов и предложений соответствующей временной следственной комиссии; 4) решение ВРУ об обвинении президента в совершении государственной измены или иного преступления; 5) решение ВРУ об обращении в КСУ.

В обращении о нарушении Верховной Радой АРК КУ или ЗУ отмечают обоснование утверждений о нарушении.

В обращении на соответствие нормативно-правовых актов Верховной Рады АРК КУ или ЗУ указывают акт Верховной Рады АРК (его конкретные положения), который предстоит проверить на соответствие КУ и ЗУ, и конкретные положения КУ или ЗУ, на соответствие которым предстоит проверить акт Верховной Рады АРК (его отдельные положения), а также обоснования утверждений насчет не соответствия КУ или ЗУ акта Верховной Рады АРК (его отдельных положений).

Субъектами права на обращение являются: 1) президент Украины — по п.п.1,2,6 ч.1 ст.53 ЗУ «О КСУ», что следует из ст.ст.137,151 КУ; 2) ВРУ — по п.п.3,4,5 ч.1 ст.53 ЗУ «О КСУ», что следует из п.28 ч.1 ст.85, из ст.ст.151,159 КУ; 3) КМУ — по п.1 ч.1 ст.53 ЗУ «О КСУ», что следует из ст.151 КУ; 4) не менее 45 депутатов ВРУ — по п.п.1,2 ч.1 ст.53 ЗУ «О КСУ», что следует из ст.151 КУ. Заявление депутата ВРУ об отзыве своей подписи под обращением не имеет юридических последствий.

Конституционная жалоба

ЗУ «О КСУ» предусмотрена новая форма обращения в КСУ — конституционная жалоба, которую может подать гражданин.

Жалобой является представленное в суд письменное ходатайство о проверке на соответствие Конституции Украины (конституционности) Закона Украины (его отдельных положений), который применен в окончательном судебном решении по делу субъекта права на конституционную жалобу.

Но конституционная жалоба может быть подана, если окончательное судебное решение по делу лица вступило в законную силу не ранее 30 сентября 2016 г.

С целью защиты и восстановления прав лица КСУ рассматривает вопрос о соответствии КУ (конституционности) акта (его отдельных положений), который утратил силу, но продолжает применяться к правоотношениям, возникшим во время его действительности.

КСУ не рассматривает вопросы о соответствии законам Украины актов ВРУ, президента Украины, КМУ, Верховной Рады АРК, актов других органов государственной власти, органов власти АРК и органов местного самоуправления, кроме случаев, предусмотренных п.28 ч.1 ст.85 и ч.2 ст.137 КУ.

[ст.85 КУ определяет полномочия ВРУ, а п.28 ч.1 ст.85, в частности, относит к полномочиям ВРУ «досрочное прекращение полномочий Верховной Рады АРК при наличии вывода КСУ о нарушении ею КУ или ЗУ; назначение внеочередных выборов в Верховную Раду АРК»; ст.137 КУ определяет круг вопросов, по которым АРК осуществляет нормативное регулирование, а ч.2 ст.137 устанавливает, что в случае несоответствия нормативно-правовых актов Верховной Рады АРК КУ президент Украины может остановить действие этих актов с одновременным обращением в КСУ о признании их несоответствия КУ, то есть — неконституционности.]

Подача жалобы

В конституционной жалобе следует указывать такие сведения:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина Украины, гражданина другого государства или лица без гражданства, адрес зарегистрированного места жительства (для гражданина иного государства или лица без гражданства — места пребывания) или полное название и местонахождение юридического лица, а также номер средства связи, адрес электронной почты, если таковые имеются;

2) сведения об уполномоченном лице, действующем от имени субъекта права на жалобу;

3) краткое изложение окончательного судебного решения, в котором были применены соответствующие положения ЗУ;

4) описание хода рассмотрения соответствующего дела в судах;

5) конкретные положения ЗУ, которые предстоит проверить на соответствие КУ, и конкретные положения КУ, на соответствие которым предстоит проверить ЗУ;

6) обоснования утверждений относительно неконституционности ЗУ (его отдельных положений) с указанием того, какое из гарантированных КУ прав человека, по мнению субъекта права на жалобу, было нарушено вследствие применения ЗУ;

7) сведения о документах и материалах, на которые ссылается субъект права на жалобу, с предоставлением копий этих документов и материалов;

8) перечень прилагаемых документов и материалов.

ВНИМАНИЕ!

Субъектом права на конституционную жалобу является лицо, которое считает, что примененный в конечном судебном решении по его делу ЗУ (его отдельные положения) противоречит КУ.

Жалобу физическое лицо подписывает лично.

К субъектам права на конституционную жалобу не относятся юридические лица публичного права.

Если субъектом права на конституционную жалобу является дееспособное физическое лицо, которое по состоянию здоровья или физическим недостаткам не в состоянии лично подписать жалобу, ее подписывает уполномоченное в установленном законом порядке лицо, действующее от его имени.

Конституционную жалобу юридического лица подписывает уполномоченное лицо, полномочия которого должны быть подтверждены учредительными документами этого юридического лица и актом о назначении (избрании) на должность уполномоченного лица.

Обращения следует направлять в КСУ по почте или подавать непосредственно в Секретариат. Предварительную проверку обращений в КСУ осуществляет Секретариат.

Если жалоба по форме не соответствует требованиям ЗУ «О КСУ», руководитель Секретариата возвращает ее субъекту права на конституционную обжалование.

Возврат жалобы не препятствует повторному обращению в КСУ с соблюдением требований ЗУ «О КСУ».

Рассмотрение обращений в КСУ

Обращение в КСУ безотносительно к его форме может быть отозвано по письменному заявлению субъекта обращения, который его подал, в любое время после открытия конституционного производства, но до перехода рассмотрения в закрытую часть пленарного заседания для принятия решения или дачи заключения.

Дела, конституционное производство по которым открыто, КСУ рассматривает в порядке письменного или устного производства.

КСУ осуществляет производство, оформление и официальное обнародование актов КСУ на государственном языке.

Основной формой рассмотрения дел в суде является письменное производство. Форму производства определяют Сенат, Палата.

Рассмотрение дел, конституционное производство по которым открыто, осуществляется на пленарных заседаниях Сенатов, Палаты. Порядок проведения заседаний, пленарных заседаний устанавливается ЗУ «О КСУ» и Регламентом.

Палата на заседаниях рассматривает вопрос об открытии или отказе в открытии конституционного производства по делам по конституционным представлениям и обращениям в случае вынесения Коллегией решения об отказе в открытии конституционного производства.

Постановление Палаты принято, если за него проголосовало большинство судей, участвующих в ее заседании.

Если голоса судей КСУ поделились поровну, конституционное производство по делу считается открытым. В случае вынесения Палатой постановления об открытии конституционного производства по делу, председатель КСУ вносит дело на рассмотрение пленарного заседания Палаты. Постановление об отказе в открытии конституционного производства по делу является окончательным.

Сенат на заседании рассматривает вопрос об открытии или отказе в открытии производства по делу по конституционной жалобе, если коллегия единогласно постановила решение об отказе в открытии конституционного производства.

Заседания и пленарные заседания Сената являются полномочными, если на них присутствуют не менее 6 судей КСУ от состава Сената. Постановление Сенат принимает голосами большинства судей КСУ, участвующих в заседании.

Если при рассмотрении Сенатом дела возникает необходимость в толковании КУ или если решение вопроса, которое рассматривает Сенат, может привести к несовместимости с юридическими позициями, вынесенными КСУ предварительно, Сенат может в любое время до вынесения своего решения отказаться от рассмотрения дела по усмотрению Палаты.

Коллегия, Сенат, Большая палата при подготовке дела к рассмотрению и конституционного производства по делу могут: 1) потребовать от ВРУ, президента Украины, КМУ, генерального прокурора, судов, других органов государственной власти, органов власти АРК, органов местного самоуправления, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, политических партий, общественных объединений копии документов, материалов, а также сведения, касающиеся дела, 2) назначать в случае необходимости экспертизу и привлекать специалистов к участию в конституционном производстве, 3) вызвать на заседания, пленарные заседания должностных лиц, экспертов, специалистов, свидетелей, представителей субъектов обращений, граждан, участие которых необходимо для обеспечения объективного и полного рассмотрения дела.

Судья-докладчик

Рассмотрение обращения осуществляется в Коллегии, в состав которой входит соответствующий судья-докладчик.

Судья-докладчик по делу определяется путем деления обращений в КСУ между судьями КСУ поочередно, в алфавитном порядке с учетом фамилии, имени и отчества, по дате поступления и номеру регистрации безотносительно к форме обращения в порядке, установленном Регламентом.

Если судья-докладчик не может по уважительным причинам (болезнь, командировка, отпуск и т.п.) в течение 3 месяцев осуществить подготовку материалов дела к рассмотрению, или его заявление о самоотводе или заявление об отводе удовлетворено, секретарь Коллегии, в состав которой судья входит, вносит на рассмотрение этой Коллегии предложение о замене судьи-докладчика.

Если невозможно заменить судью-докладчика другим судьей этой Коллегии, секретарь Коллегии вносит председателю КСУ или заместителю председателя КСУ предложение передать дело в другую Коллегию.

Если несколько конституционных производств объединены в одно, может быть назначен один судья-докладчик.

Судья-докладчик: 1) изучает затронутые в обращении вопросы и готовит материалы на рассмотрение Коллегии, Сената, Палаты; 2) истребует документы, материалы, иные сведения, относящиеся к делу, от субъекта обращения, ВРУ, президента Украины, КМУ, генерального прокурора, судов, других органов государственной власти, органов власти АРК, органов местного самоуправления, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, политических партий, общественных объединений; 3) дает поручения соответствующим подразделениям Секретариата и устанавливает сроки их выполнения; 4) привлекает специалистов для консультаций, исследования документов; 5) вносит на рассмотрение Сената, Палаты предложения о назначении экспертизы по делу, привлечения к участию в конституционном производстве специалистов, вызова должностных лиц, экспертов, специалистов, свидетелей, уполномоченных лиц, действующих от имени субъекта права на обращение, а также граждан, участие которых может способствовать объективному и полному рассмотрению дела; 6) осуществляет другие полномочия, определенные Регламентом.

Если Судья-докладчик считает, что в открытом конституционном производстве по конституционной жалобе существуют определенные ст.68 ЗУ «О КСУ» основания для передачи дела на рассмотрение Палаты, он вносит на рассмотрение Сената проект постановления об отказе Сената от рассмотрения дела по усмотрению Палаты.

Самоотвод и отвод судьи

Судья КСУ не может участвовать в подготовке, рассмотрении и принятии решений, выполнять другие полномочия в вопросах, по которым у него есть реальный или потенциальный конфликт интересов.

В случае наличия у судьи КСУ реального или потенциального конфликта интересов он должен в течение одного рабочего дня письменно проинформировать об этом КСУ и заявить самоотвод.

По тем же основаниям отвод судьи КСУ могут заявить лица, являющиеся участниками конституционного производства.

Отвод (самоотвод) применяется, в частности, если: 1) судья прямо или косвенно заинтересован в результате рассмотрения дела, 2) судья является членом семьи или близким родственником лиц, участвующих в деле, 3) имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в объективности и беспристрастности судьи.

Заявление об отводе (самоотводе) подается в письменной форме и рассматривается КСУ в порядке, установленном Регламентом.

Открытие конституционного производства

Вопросы об открытии конституционного производства по делу решаются на заседаниях Коллегии, Сената, Палаты.

Решение об открытии конституционного производства по делу по конституционным представлению или обращению постановляет: 1) Коллегия; 2) Палата — в случае несогласия с решением Коллегии об отказе в открытии конституционного производства по делу.

Решение об открытии конституционного производства по делу по конституционной жалобе постановляет: 1) Коллегия; 2) Сенат — в случае несогласия с решением Коллегии об отказе в открытии конституционного производства по делу, вынесенном Коллегией не единогласно.

Сроки принятия решений

Решение об открытии конституционного производства по делу или об отказе в открытии конституционного производства по делу Коллегия постановляет не позднее одного месяца со дня определения судьи-докладчика. Указанный срок может быть продлен на заседании Палаты по ходатайству судьи-докладчика или председательствующего в Сенате. Дело, по которому открыто конституционное производство, рассматривает соответственно Сенат или Палата на пленарном заседании в порядке и сроки, установленные в ЗУ «О КСУ».

Дата рассмотрения дела Сенатом, Палатой определяет соответственно председатель КСУ, заместитель председателя КСУ. Субъект обращения должен быть уведомлен об открытии конституционного производства по делу в десятидневный срок со дня вынесения постановления об открытии конституционного производства по делу.

Исчисление сроков конституционного производства ведется со дня вынесения постановления об открытии конституционного производства по делу, а в случае отказа Сената от рассмотрения дела по усмотрению Палаты — со дня вынесения соответствующего постановления Сената.

Срок конституционного производства не должен превышать 6 месяцев, если иное не установлено ЗУ «О КСУ».

Срок конституционного производства не может превышать 1 календарный месяц для дел: 1) о предоставлении заключения о соответствии законопроекта о внесении изменений в КУ требованиям ст.ст.157 и 158 КУ, 2) по обращению президента Украины относительно конституционности актов КМУ в соответствии с п.15 ч.1 ст.106 КУ, 3) по которым Сенат, Палата признали конституционное производство неотложным.

Основания отказа в открытии производства

Основаниями для отказа в открытии конституционного производства по делу являются: 1) обращение в КСУ ненадлежащим субъектом; 2) непринадлежность к полномочиям КСУ вопросов, затронутых в конституционном представлении, конституционном обращении, конституционной жалобе; 3) несоответствие конституционного представления или конституционного обращения требованиям, предусмотренным ЗУ «О КСУ»; 4) неприемлемость конституционной жалобы; 5) утрата силы актом (его отдельных положений), по которому возбужден вопрос соответствия Конституции Украины, кроме случаев, предусмотренных ч.2 ст.8 ЗУ «О КСУ»; 6) наличие решения, заключения КСУ по тому же предмету конституционного представления, конституционного обращения, конституционной жалобы, а также постановлений КСУ об отказе в открытии конституционного производства по делу или о закрытии конституционного производства по делу, если они были приняты на основании п.п.1,2 ст.8 ЗУ «О КСУ».

Участники конституционного производства

Участником конституционного производства (далее — участник) признан:

— субъект права на конституционное представление, конституционное обращение, конституционную жалобу (уполномоченное лицо, действующее от его имени);

— орган или должностное лицо, которые приняли акт, являющийся предметом рассмотрения в суде;

— привлеченные судом к участию в рассмотрении дела органы и должностные лица, свидетели, эксперты, специалисты, переводчики и другие лица, участие которых необходимо для обеспечения объективного и полного рассмотрения дела (вовлеченный участник).

Участник имеет право: 1) знакомиться с материалами дела, 2) давать устные и письменные объяснения, 3) излагать свои мысли по вопросам, которые рассматривает КСУ, 4) задавать с разрешения председательствующего вопрос другим участникам, 5) заявлять ходатайства, 6) подавать заявления об отводе судьи, 7) другое, предусмотренное ЗУ «О КСУ» и Регламентом.

Участники конституционного производства, не владеющие государственным языком, должны своевременно заявить ходатайство об участии в деле переводчика. Такие участники могут предложить суду кандидатуру переводчика, предоставив документы, подтверждающие его квалификацию.

Акты КСУ

КСУ дает заключения, постановляет решения, выдает обеспечительные приказы. Акты по вопросам, не связанным с конституционным производством, КСУ принимает в форме постановления.

Решение КСУ постановляет: 1) Большая палата — по результатам рассмотрения дел по конституционным представлениям о конституционности ЗУ и других правовых актов ВРУ, актов президента Украины, актов КМУ, правовых актов Верховной Рады АРК и относительно официального толкования Конституции Украины, а также по результатам рассмотрения дел по конституционным жалобам в случае отказа Сената в рассмотрении дела по конституционной жалобе на усмотрение Палаты; 2) Сенат — по результатам рассмотрения дел по конституционным жалобам.

Заключение КСУ предоставляет Большая палата по делам о: 1) соответствии КУ действующих международных договоров Украины или тех международных договоров, которые вносятся в ВРУ для дачи согласия на их обязательность, 2) соответствии КУ (конституционности) вопросов, которые выносят на всеукраинский референдум по народной инициативе, 3) соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об устранении президента Украины с поста в порядке импичмента; 4) соответствии законопроекта о внесении изменений в КУ требованиям ст.ст.157,158 КУ, 5) нарушении Верховной Радой АРК КУ или ЗУ, 6) соответствии нормативно-правовых актов Верховной Рады АРК КУ и ЗУ.

Для решения вопросов, связанных с открытием, отказом в открытии, прекращением производства по делу, иными процессуальными действиями, ходатайствами, процедурой рассмотрения дел, КСУ постановляет соответствующие определения.

В конституционных процессах согласно п.9 ч.1 ст.7 ЗУ «О КСУ» КСУ может выдать обеспечительный приказ о принятии мер по обеспечению конституционной жалобы.

КСУ принимает решение и дает заключение «Именем Украины».

В решении, заключении КСУ может установить порядок и сроки их выполнения, а также обязать соответствующие государственные органы обеспечить контроль за исполнением решения, соблюдением заключения.

Изменения в КоАП

ЗУ «О КСУ» внесены изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях (КоАП). В частности, предусмотрено, что неуважение к КСУ со стороны переводчика, свидетеля, специалиста, эксперта, других участников конституционного производства, привлеченных КСУ к участию в деле, которое проявилось в злостном уклонении от явки на заседание, пленарное заседание Сената, Большой палаты КСУ, или в неподчинении этих и других лиц распоряжению председательствующего или в нарушении порядка во время таких заседаний, а также совершение каких-либо действий, свидетельствующих о явном неуважении к КСУ, влекут за собой наложение штрафа от 20 до 100 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Суд

Читайте также: