Язык, образы, символы, масс-медиа и влияние на людей

Влияние-телевидения-на-человека

Многие неприятные моменты в нашей жизни зачастую происходят от языка. Однако само наличие языка не является причиной негативных явлений или событий. Язык служит средством передачи информации и эмоций наряду с визуальными и графическими средствами.

Существуют определенные символы, которые вызывают у людских масс определенные всплески групповой активности. Но эти всплески, связанные с символами, актуальны лишь на определенном этапе.

Символика имеет огромное значение в искусстве и литературе. Мысль и язык самым тесным образом связаны с символикой. По толкованию академического словаря русского языка, символ- это знак, изображение какой-нибудь вещи или животного для обозначения качества предмета. В понятие символа входят, не поглощая его, художественный образ, или аллегория, или сравнение. Многие символы получили необъятно широкое значение, например, символы креста, орла, рыбы.

Происхождение символов и способы их распространения в научном отношении мало выяснены. Несомненно, что некоторые символы возникли у народов самостоятельно; многие сходные символы могут быть объяснены общими психологическими и культурными причинами, например, символ Солнца — в виде колеса, молнии — в виде молота; но во многих случаях обнаруживается культурное взаимодействие народов и передача символики путем торговых связей, монетного обращения, религиозных представлений, искусства и т.п.

Символика — явление сложное и широкое. Можно наметить три отдельных направления: символика предметная (Солнце — око, борода, диск, древо жизни и т.д.), символика обрядовая (ритуальные танцы, воспроизводящие войну, охоту, свадебные обряды и др.) и символика словесная. Обрядовая символика чрезвычайно разнообразна. Многие обряды при рождении ребенка, на свадьбах, на рождественских праздниках, на Масляной имеют исключительно символическое значение в смысле внешнего обрядового предопределения урожая, богатства, счастья. Еще более велика народная словесная символика; она вплетается во все проявления народной словесности, особенно в песни.

Исходя из образности мышления, можно прийти к выводу о способах передачи информации между людьми при помощи сформированных образов, в том числе и словесных.

Формирование образов с помощью словесных и иных символов и их дальнейшая передача в массы есть ни что иное, как прямое воздействие на массовое сознание и формирование общественного мнения.

Многократное повторение и формирование устойчивого образа героя и антигероя в массовом сознании дает такому «формирователю» своеобразную систему координат, шкалу, мерило для сравнения действий и мыслей члена общества с заданным «эталоном».

Лучше всего формирование образов в массовом сознании происходит с помощью сразу двух производителей образов: вижу и слышу. Так, еще в прошлом веке, один всемирно известный политический деятель не напрасно считал, что важнейшим видом искусства для него является кино.

На данном этапе развития цивилизации слово кино можно расширить до понятия аудиовизуальная продукция. При всех равных способах мировосприятия — восприятие мира через аудиовизуальную продукцию есть самой широко распространенной и наиболее эффективной.

Современное развитие людей, личности, общественных, политических, экономических и других процессов происходит под знаком медиа. В повседневной жизни средства массовой информации (СМИ) окружают нас повсеместно: это и компьютерные технологии, и интернет, и пресса, и, конечно же, телевидение. В таких условиях эффективной формой воздействия на головы людей есть, в том числе, и информационные атаки.

Искусство кинематографа (аудиовизуальное искусство) считается уникальным средством воздействия. Кино пользуется звучащим словом и движущимся изображением, поэтому оно рационально и эмоционально впечатляет вдвойне. Благодаря своей аудиовизуальной природе, аудиовизуальный клип сегодня актуализирует присущие человеку способы чувственного познания мира. Используя свои специфические средства воздействия на зрителя, аудиовизуальная продукция воспитывает внимание к выразительным деталям, наблюдательность, интерес к внешнему выражению внутренней жизни человека. Никакое другое искусство не организует такого сосредоточенного непрерывного внимания, как это делает аудиовизуальный клип.

Аудиовизуальная культура — область культуры, связанная с получившими широкое распространение современными техническими способами записи и передачи изображения и звука (кино, телевидение, видео, системы мультимедиа). Но это не только область предметной культуры цивилизации, но и личностной культуры индивида, связанная с восприятием, порождением, переработкой и передачей звуковой и визуальной информации. Она основана на восприятии экранных произведений, их оценке с точки зрения нравственно-эстетической ценности. Цель формирования такой культуры — возможность передачи широким массам необходимой информации, анализ того, что люди видят и слышат, развитие системы ценностей, влияние на интересы и потребности всего общества и каждого его члена.

Специфика аудиовизуальной культуры определяется ее семиотической природой и техническими возможностями средств ее реализации: высокая информационная емкость, эмоциональность образного восприятия, доминирование репродуктивных возможностей над продуктивными, скорость и широта трансляции и тиражирования. Вследствие этого — максимальное восприятие.

Аудиовизуальная культура предлагает зрителю определенную картину социального мира. Будучи усвоена людьми, эта картина становится одним из источников их представлений о том, как устроено общество: какие социальные роли выполняют люди, какие цели они преследуют, какими средствами при этом пользуются, в каких ситуациях оказываются и как из них выходят, как реагируют на трудности и т.д. Донося такого рода информацию до людей, аудиовизуальная продукция оказывается одним из важных инструментов первичной социализации именно внутри этой культуры.

Как и любая другая культура, аудиовизуальная включает в себя ряд функций. Регулятивная- оказывает решающее воздействие на всю деятельность, включая информационную; познавательная — непосредственно связана с исследовательской деятельностью субъекта и его обучением; коммуникативная — неотъемлемый элемент взаимосвязи людей; воспитательная — участвует в освоении человеком всей культуры, овладении всеми накопленными человечеством богатствами, формировании его поведения.

Аудиовизуальная культура, как и общая культура, есть условие и результат общения людей. Только благодаря освоению культуры (в частности, музыкальной или речевой) между людьми устанавливаются формы общения; культура дает им и средства общения — знаковые системы, языки (условие). Благодаря общению люди могут создавать, сохранять и развивать культуру: в общении они научаются пользоваться знаковыми системами, фиксировать (опредмечивать) в них свои мысли и усваивать (распредмечивать) зафиксированные в них мысли других людей (результат).

Исходя из вышесказанного, невозможно недооценивать то, к каким последствиям для человека, групп и крупных сообществ людей, для человечества в целом приводит широкое использование масс-медиа и, прежде всего — радио-, теле- и видеопрограмм, кинохроникальных программ, иных форм распространения массовой информации посредством аудивиузальных методов. Их влияние, возможности, результаты воздействия на абсолютное большинство населения необходимо изучать, контролировать, регулировать, исправлять и ставить на службу нравственности, позитивному и эффективному познанию мира в интересах сохранения и развития культуры человека и человечества.

Н.А.

Читайте также: