Коммунальные платежи

Коммунальные-платежи

В связи с постоянным повышением стоимости коммунальных услуг, что неотъемлемо связано с ростом цен на прочие жизненно необходимые товары, на фоне низкой оплаты труда населения на сегодняшний день у многих возникла проблема задолженности по их оплате. Жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭК), объединения совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) и другие организации, предоставляющие коммунальные услуги населению, в случае образования долга нередко грозят взыскивать его в судебном порядке, указывая при этом на увеличение его суммы за счет судебных издержек. Кроме этого, коммунальщики предостерегают о возможности обращения взыскания на принадлежащее должнику имущество и его реализации в принудительном порядке. Как относится к этому и что может сделать должник во избежание судебных тяжб?

На Украине заметно возросли тарифы на холодную воду и водоотвод, и такое повышение предусмотрено постановлениями НКРЭКУ от 26 апреля 2017 г. №551 и №552, которые вступили в силу 12 мая с.г. Тарифы повышены в Киеве и областных центрах — Львове, Ровно, Днепре, Хмельницком, а также в городах — Ирпене, Вишневом, Боярке, Каменец-Подольском, Павлограде, Лисичанске и в др.

В частности, для Киева тариф на холодную воду и водоотвод увеличился:

— без внутреннедомовых систем — с 12,348 до 14,208 гривен (с НДС);

— с внутреннедомовыми системами — с 13,77 до 15,792 гривен (с НДС).

Также, с 1 марта 2017 г. согласно постановлению НКРЭКУ от 26 февраля 2015 г. №220 увеличилась стоимость электроэнергии, отпускаемой населению. Так, для населения (в том числе проживающего в жилых домах, оборудованных кухонными электроплитами) действуют следующие тарифы:

— до 100 кВт/ч в месяц — 90 коп (до 1 марта — 71,4 коп.);

— от 100 кВт/ч в месяц — 1 грн. 68 коп. (до 1 марта — 1 грн. 29 коп).

Для населения, которое отапливает дома электричеством, установлен отдельный тариф:

— до 3000 кВт/ч — 90 коп;

— более 3000 кВт/ч — 1 грн. 68 коп.

Тариф для многодетных, семей с приемными детьми и детских домов семейного типа независимо от объемов потребления электроэнергии стоимость составляет 90 коп. Этот этап повышения тарифов — последний из пяти.

Что касается тарифов на газ, то согласно постановлению Кабинета Министров Украины (КМУ) от 21 февраля 2017 г. №90, которое вступило в силу 23 февраля с.г., предельные розничные цены на природный газ для бытовых потребителей будут пересматриваться каждые полгода (1 октября и 1 апреля). Обязанность рассчитывать предельные розничные цены возложена на Минэнергоугля. Документом вводятся такие новые понятия как:

— газовый год (с 1 октября до 30 сентября);

— газовое полугодие (с 1 октября до 31 марта и с 1 апреля до 30 сентября).

За два месяца до начала каждого полугодия газового года, которые начинаются 1 апреля и 1 октября, Минэнергоугля проводит перерасчет. Если текущие розничные цены на газ отклоняются от расчетов более чем на 10%, то они пересматриваются, если менее 10% — остаются прежними. Одновременно с корректировкой предельных розничных цен на природный газ для бытовых потребителей будет подлежать корректировке уровень, по которым поставляется природный газ производителям тепловой энергии с целью предоставления услуг по отоплению и горячему водоснабжению.

Также, согласно постановлению КМУ от 6 февраля 2017 г. №51, пересмотрены отдельные социальные нормативы пользования жилищно-коммунальными услугами с учетом фактического потребления энергоносителей домохозяйствами. В частности, пересмотрены нормативы использования:

— тепловой энергии для централизованного отопления (теплоснабжения) абонентами, жилые дома которых оборудованы домовыми и / или квартирными приборами учета до 0,0431 Гкал на 1 кв.м. отапливаемой площади в месяц в отопительный период;

— электроэнергии для индивидуального отопления до 51 кВт/ч на 1 кв.м. отапливаемой площади в месяц в отопительный период;

— природного газа для индивидуального отопления до 5 куб.м. на 1 кв.м. отапливаемой площади в месяц в отопительный период.

Пересмотрены и корректирующие коэффициенты для расчета размера расходов электроэнергии, природного газа и других видов топлива на нужды отопления в многоэтажных домах.

Постановлением от 16 марта 2017 г. №156 КМУ изменил формулу и механизм расчета платы за централизованное отопление и водоснабжение. Теперь оплата услуг согласно показаниям счетчиков воды, установленных в квартире, будет совершаться только в случае проведения учета во всех точках разбора холодной и горячей воды в квартире, независимо от наличия счетчиков на входе в многоквартирный дом. Изменилась формула и механизм расчета платы за отопление для потребителей, у которых нет квартирных или домовых счетчиков тепла. Формула учитывает отклонения внешней температуры воздуха и продолжительность отопительного сезона, а также справедливое распределение платы между месяцами отопительного сезона (теплый месяц — меньше плата, холодный — больше). Кроме того, в формуле учитывается разница между фактической температурой и длительностью отопительного месяца, и показателями, которые использовались для расчета действующего тарифа.

Указанным документом уточнен и порядок предоставления льгот на услуги. Так, в случае установки счетчиков на воду в квартире, их показания делятся пропорционально количеству проживающих. Льготы предоставляются на часть, полученную после такого распределения, по фактическим расходам в пределах социальных нормативов.

Если счетчик установлен на тепловую энергию, льготы предоставляются также в пределах социальных нормативов (отапливаемой площади жилья и использования тепловой энергии) согласно фактическим расходам.

Законодательством Украины четко указывается, что порядок предоставления жилищно-коммунальных услуг, их качественные и количественные показатели должны отвечать условиям договора и требованиям законодательства. В случае нарушения исполнителем условий договора потребитель имеет право вызвать его представителя для составления и подписания акта-претензии потребителя, в котором отмечаются сроки, виды, показатели нарушений и т.п. Порядок оформления таких претензий установлен статьей 18 ЗУ «О жилищно-коммунальных услугах». В случае вызова представитель исполнителя должен явиться на вызов не позднее срока, определенного договором.

Акт-претензия составляется потребителем и представителем исполнителя и скрепляется их подписями. В случае неприбытия представителя исполнителя в согласованный условиями договора срок или необоснованного отказа от подписания акта-претензии, он считается действительным, если его подписали не менее 2-х потребителей.

Акт-претензия потребителя подается исполнителю, который в течение 3-х рабочих дней решает вопрос о перерасчете платежей или выдает потребителю обоснованный письменный отказ в удовлетворении его претензий. Форма акта-претензии о ненадлежащем предоставлении или не предоставлении коммунальных услуг приведена в приложении 2 к Правилам предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотводу, утвержденных постановлением КМУ от 21 июля 2005 г. №630. Также форма акта-претензии о перерыве в предоставлении услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий, их не предоставлении или предоставлении не в полном объеме приведено в приложении 1 к Порядку проведения перерасчета размера платы за услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий в случае перерыва в их предоставлении, не предоставления или предоставления не в полном объеме, утвержденном постановлением КМУ от 11 декабря 2013 г. №970.

Пунктом 5 ч.1 ст.20 ЗУ «О жилищно-коммунальных услугах» предусмотрено, что потребитель имеет право на уменьшение размера платы за предоставленные услуги в случае их не предоставления или предоставления не в полном объеме, снижения их качества в порядке, определенном договором или законодательством. При этом ст.16 указанного ЗУ определена обязанность исполнителя/производителя проводить перерасчет размера платы за жилищно-коммунальные услуги в случае перерыва в их предоставлении, не предоставления или предоставления не в полном объеме. Соответствующие Порядки утверждены постановлениями КМУ:

— от 17 февраля 2010 г. №151 «Порядок проведения перерасчетов размера платы за предоставление услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотводу в случае не предоставления их или предоставления не в полном объеме, снижения качества»;

— от 11 декабря 2013 г. №970 «Порядок проведения перерасчета размера платы за услуги по содержанию домов и сооружений, и придомовых территорий в случае перерыва в их предоставлении, не предоставления или предоставления не в полном объеме».

В частности, постановлением НКРЭКУ от 18 октября 2016 г. №1841 был утвержден Порядок обеспечения стандартов качества услуг по электроснабжению. Данный документ разработан с целью защиты прав потребителей, которым предоставляются услуги по электроснабжению ненадлежащего качества, а также для стимулирования лицензиатов к повышению уровня качества услуг. Порядок вводит общие и гарантированные стандарты качества предоставления услуг, устанавливает процедуру предоставления и размеры компенсаций потребителям за несоблюдение гарантированных стандартов. Компенсация за несоблюдение гарантированных стандартов качества предоставляется путем учета суммы соответствующей компенсации как авансовой платы за потребленную электрическую энергию на следующий расчетный период, а в случае несоблюдения гарантированных стандартов при подключении к электрическим сетям — в первый расчетный период после заключения договора о поставке или пользовании электрической энергией.

Отметим, что компенсация не предоставляется в случаях, если несоблюдение гарантированных стандартов качества было вызвано доказанными:

— форс-мажорными обстоятельствами;

— действиями потребителя, которые привели к задержке в предоставлении услуг или аварийному перерыву в электроснабжении в распределительных сетях;

— действиями третьих лиц, которые привели к аварийному перерыву в электроснабжении в распределительных сетях;

— а также в результате применения графиков и противоаварийных систем снижения электропотребления с целью предотвращения нарушений режима работы объединенной энергетической системы Украины.

В соответствие с положениями Жилищного кодекса Украины (ЖК), каждый собственник недвижимости обязан своевременно вносить плату за жилье и коммунальные услуги. Такая обязанность возникает сразу после регистрации права собственности на жилое помещение. Кроме того, совсем не имеет значения тот факт или проживает владелец квартиры (дома) там реально или нет. Если вы хозяин жилья, значит, обязанность по уплате всех коммунальных платежей лежит на вас.

В случае если потребитель имеет задолженность за жилищно-коммунальные услуги и отказывается платить за нее в добровольном порядке или заключить договор реструктуризации, то такая задолженность может быть взыскана в судебном порядке. При этом согласно ст.95 Гражданского процессуального кодекса Украины (ГПК) судебный процесс может проходить путем выдачи судебного приказа, без вызова должника. Кроме того, в соответствии с ч.2 ст.625 Гражданского кодекса Украины (ГК), кредитор имеет право требовать уплату задолженности с учетом индекса инфляции за все время просрочки, а также 3% годовых от суммы долга.

Согласно положениям ст.56 ЗУ «Об исполнительном производстве», неисполнение должником требований судебного приказа может привести к аресту движимого и недвижимого имущества с последующей их реализацией. А в случае наличия у должника злого умысла, может привести к открытию уголовного производства по ст.382 Уголовного кодекса Украины (УК) как за «невыполнение судебного решения».

Надо сказать, что в постановлении от 22 марта 2017 г. по делу №6-43цс17 по иску ЖСК к жителю дома о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги ВСУ была изложена правовая позиция о том, что потребитель может не платить долг, которому больше трех лет.

Так, согласно ч.1 ст.264 ГК течение исковой давности прерывается совершением лицом действия, свидетельствующего о признании им своего долга или иной обязанности, а в силу ч.3 этой статьи после прерывания течение исковой давности начинается заново.

Правила прерывания течения исковой давности суд применяет независимо от наличия или отсутствия соответствующего ходатайства сторон по делу, если у последних есть доказательства, подтверждающие факт прерывания.

К действиям, свидетельствующим о признании долга или иного обязательства, может с учетом конкретных обстоятельств дела относится, в частности, частичная уплата должником или с его согласия другим лицом основного долга. При этом если исполнение обязательства предполагалось частями или в виде периодических платежей, и должник совершил действия, свидетельствующие о признании лишь определенной части, то такие действия не могут быть основанием для прерывания течения исковой давности в отношении других (непризнанных) частей платежа. Суды должны исследовать назначение платежей, квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг и историю таких оплат.

В соответствии с ч.2 ст.625 ГК, должник, который просрочил оплату коммунальных платежей, по требованию предприятия, предоставляющего услуги, обязан выплатить сумму долга с учетом установленного индекса инфляции за все время просрочки, а также 3% годовых от просроченной суммы, если иной размер процентов не установлен договором или законом. При этом требование по уплате штрафных санкций может быть заявлено в любое время, как в судебном, так и в досудебном порядке.

В соответствии со ст.3 ГПК каждый человек имеет право в порядке, установленном ГПК, обратиться в суд за защитой своих нарушенных, непризнанных или оспариваемых прав, свобод или интересов без каких-либо ограничений. Поэтому у должника, в случае несогласия с суммой коммунальной задолженности, всегда есть возможность оспорить решение суда. Сделать это можно путем подачи заявления об отмене судебного приказа. Срок обжалования составляет 10 дней со дня получения решения суда.

Для погашения задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг может быть произведена конфискация имущества с его последующей реализацией. Государственные исполнители в этом случае действуют в соответствии с ЗУ «Об исполнительном производстве», в котором четко прописана очередность взыскания имущества должника. Так, в первую очередь, происходит списание активов, то есть денежных средств должника в национальной и иностранной валютах. Наличные средства, обнаруженные у должника, изымаются и зачисляются на соответствующие счета органов государственной исполнительной службы, частного исполнителя, о чем составляется акт. Если у должника отсутствуют денежные средств и другие ценности, способные погасить долг, то происходит обращение взыскания на ценное движимое имущество (например, автомобили, дорогую бытовую технику). Взыскание недвижимого имущества происходит в самом крайнем случае.

Согласно ч.7 ст.48 ЗУ «Об исполнительном производстве», аресту единственная недвижимость или земля у должника подлежит только в том случае, если долг превышает 20 размеров минимальной заработной платы (3200 грн с 1 января 2017 г.) В иных случаях исполнительная служба взыскивает средства за счет другого имущества. Другими словами, забрать квартиру, дом или землю за коммунальные долги могут только при отсутствии достаточных финансовых средств или движимого имущества. При этом, в первую очередь, аресту подлежит отдельный от дома земельный участок, другое помещение, принадлежащие должнику. В последнюю очередь обращается взыскание на жилой дом или квартиру, в котором фактически проживает должник.

Вопросы коммунального долга должник может урегулировать на любом этапе рассмотрения. Если дело на должника уже рассматривается в суде, то должник согласно статье 175 ГПК, на любой стадии судебного процесса, по договоренности с кредитором может заключить мировое соглашение.

Напомним, что должник (если дело не было подано в суд) может воспользоваться правом на реструктуризацию задолженности в соответствии с ЗУ «О реструктуризации задолженности по квартирной плате, плате за жилищно-коммунальные услуги, потребленные газ и электроэнергию».

Для оплаты коммунальных платежей в рассрочку, должнику необходимо заключить с предприятиями-поставщиками жилищно-коммунальных услуг договора о реструктуризации, согласно которым будет производиться ежемесячное равномерное погашение задолженности и своевременная уплата текущих платежей. Общая сумма платежей, вносимых гражданами на оплату текущих счетов и платежей по погашению реструктуризированной задолженности не должна превышать 25% совокупного дохода всех членов семьи, а для пенсионеров и других лиц, получающих какие-либо виды социальной помощи — 20%. Долг за коммунальные платежи реструктуризируется на срок до 60 месяцев в зависимости от суммы долга и уровня доходов граждан на дату оформления рассрочки. Если семейного бюджета не хватает на полное погашение этой задолженности, срок действия договора может быть продлен до полного погашения долга. Кроме этой возможности, после подписания договора о реструктуризации, есть возможность оформить субсидию на жилищно-коммунальные услуги.

Порядок и условия предоставления рассрочки на оплату услуг централизованного отопления определен постановлением КМУ от 21 июля 2005 г. №630. По условиям рассрочки на отопление гражданам позволяют использовать централизованное отопление (ЦО) в зимнее время и платить за эту услугу равными частями в течение года: 50% — в отопительный период (например, с октября по апрель) и 50% — межотопительный (с мая по сентябрь). Для получения рассрочки по оплате отопления необходимо обратиться с письменным заявлением к исполнителю услуги по централизованному отоплению и предоставить договор на ЦО. В случае если у гражданина нет заключенного договора с поставщиком услуги, то для его оформления необходимо приложить оригиналы и копии следующих документов:

◉ право собственности или пользования жильем;

◉ паспорт владельца жилья;

◉ ИНН владельца жилья.

Хотим обратить внимание на то, что рассрочка предоставляется лицам, которые не участвуют в программе государственного субсидирования.

Для оформления соглашения на рассрочку коммунальных платежей за электроэнергию необходимо обратиться в обслуживающую компанию с полным пакетом документов, а именно:

◉ паспорт;

◉ справка о присвоении идентификационного номера;

◉ справка о лицах, зарегистрированных в квартире (форма-3);

◉ документ, подтверждающий право собственности на жилье или право пользования жильем;

◉ справки о доходах всех совершеннолетних лиц, прописанных в квартире (для пенсионера — справка из управления Пенсионного фонда Украины);

◉ если лица, зарегистрированные в квартире, официально не трудоустроены, это нужно указать в заявлении и отметить общий совокупный доход семьи, а также предоставить оригинал и копии трудовых книжек этих лиц.

Для заключения договора о погашении долга за электроэнергию необходимо будет оплатить 30% задолженности.

Для реструктуризации коммунальных платежей за холодное водоснабжение и водоотведение также необходимо заключение договора с поставщиком этих услуг в расчетном департаменте водоканала с подачей таких документов:

◉ документ, подтверждающий личность;

◉ ИНН (или страницы паспорта с отметкой об отказе получить код);

◉ документ, подтверждающий право собственности или пользования жильем (свидетельство о приватизации, договор купли-продажи, выписка из государственного реестра прав собственности, ордер, договор найма или аренды и т.д.)

Основное требование водоканала при предоставлении рассрочки — соблюдение клиентом согласованных сроков возврата частей долга, полная и своевременная уплата текущих начислений. В противном случае, при неуплате долга в установленный период, предприятие может взыскать его в судебном порядке с учетом штрафных, финансовых санкций и судебного и исполнительного сбора.

 

Читайте также: