Двести лет вместе

Солженицын-Двести-лет-вместе

От ругательств твоих
Даже у будки краснеют стены.
И с чего это, брат мой,
Ты так неистов?
(Сергей Есенин «Страна негодяев»)

Исследованию двух столетий проживания евреев на землях нынешней Украины посвящена книга Александра Солженицына «Двести лет вместе». Ни один антисемит и ни один юдофил ее бы так не назвал. Действительно, если уж два века вместе, то пора бы понять друг друга и научится жить в согласии, не на словах, а на деле делиться общей радостью и бедой, а значит и ответственностью за происходящее в Отчизне. К сожалению, книга не затрагивает времена борьбы Хазарии и Киевской Руси, как и времена борьбы казаков под предводительством Богдана Хмельницкого, когда в казачество вступило множество евреев…

На первый взгляд, словосочетание «еврей-казак» по своей абсурдности сродни анекдотичной словоформе «еврей-оленевод» — из истории ведь общеизвестно об особом отношении казаков к представителям этой этно-религиозной общности — в большинстве случаев уничижительном. Но из песни слова не выкинешь: евреи-казаки были, и служили они верой и правдой. Случалось даже, становились доверенными лицами самих гетманов, а то и кошевыми, полковниками на Сечи. Более того, существует легенда, что и самым первым казаком был еврей Шимон (Семен). Евреи не только вместе жили со славянами — будущими украинцами, белорусами и русскими — задолго до «черты оседлости», но и служили, и не только будочниками на Печерских холмах и в Белокаменной. Подтверждение тому фамилии известных родов: Боруховичей, Магеровских, Герциков, Крыжановских, Марковичей и Перехристов…

Книга «Двести лет вместе» («Цитатник Солженицына») в которой автор доказывает, что евреи на Украине такая же титульная нация, как и украинцы, на самом деле похожа на цитатник. Собранные цитаты из сотен источников составляют не менее двух третей книги. И цитаты подобраны одна точнее другой, источники — из самых весомых! Скрупулезность и дотошность при работе над текстом просто поражают.

Не всем нравится «Раскаленный вопрос». Книга не нравится антисемитам, потому что она явно не «антиеврейская». Нет в ней неприятия еврейства как такового, что подтверждают приведенные в ней факты, документы и аргументы. Не понравится она и юдофилам, поскольку она не «проеврейская», напротив, критично относится к любым проявлениям самодовольства в еврейском самосознании.

Ключом книги, закрывающим любой антисемитизм, является ответ У.Черчилля на вопрос «почему в Англии нет антисемитизма?»: «Наверное, потому, что ни один англичанин не считает себя глупее еврея». Но тема, которой посвятил свою книгу Александр Исаевич, безусловно, очень деликатная. Не потому, что она «еврейская», а потому, что национальная, затрагивает легкоранимые и тонкие чувства. А то, что она еврейская, делает ее еще более чувствительной.

Автор решительно осуждает антисемитизм, как, впрочем, и любой национализм — украинский, еврейский, грузинский, латышский и т.д. А тем, кто любит поиграть и поспекулировать на теме антисемитизма, отождествляя его с «фашизмом», напоминает, что нацизм был одновременно и антиславянизмом, и славян погибло от рук гитлеровских нацистов не меньше, чем евреев, а значительно больше.

Солженицын своей книгой утверждает: украинцы и евреи не имеют «исторической» ненависти друг к другу, не имеют «извечной цели» друг друга сожрать, изжить или подчинить. Автор всеми силами снимает тот страх, то подозрение во «взаимном расчетливом коварстве». Это первое. И вторая проблема, которую автор решает своей книгой, состоит в том, что задача каждого народа самому объяснить, почему он совершал те или иные плохие, дурные безнравственные действия по отношению к другому, и «признать это ошибкой именно народа», а не отдельных негодяев. Часто евреи склонны в своих бедах винить славян: погромщики, юдофобы, пещерные националисты, вспоминая и черту оседлости, и репрессии времён Хмельницкого, а славяне — евреев: космополиты, равнодушные к Украине, заправилы революции и террора, гонители Церкви, создатели «Совдепии»… Эти взаимные обвинения- большая проблема. И совсем редко, буквально штучно возникают ситуации, когда каждая сторона видит свою вину в бедах и трагедиях друг друга. Приведу лишь один пример о «евреях-шинкарях, что спаивали крестьян и козаков».

Производство спиртного на душу населения (есть такой статистический показатель), что производили евреи-шинкари и помещики в черте оседлости, которые нанимали евреев, в 1913 году составляло четыре литра на душу в год. В СССР ввели государственную монополию и этот показатель возрос до восьми литров на каждый «совок». А ныне этот показатель… двенадцать литров на душу населения в год. Так кто кого спаивал и когда?..

Для теперешнего славянства, и это подчеркивает Солженицын, куда острее стоит и — особенно — в последние годы «украинский вопрос». Вот уж действительно, и геополитическая и стратегическая и психологическая проблема! Вся жизнь сегодняшней Украины крутится не вокруг еврейского, а вокруг украинского вопроса. И евреи-олигархи: Пинчуки, Фирташи, Коломойские… крутятся сегодня вокруг этих самых украинцев. Многим не понравится утверждение, что «сегодняшнее противостояние на Украине существенно усложняется влиянием еврейства». Так евреи с радио «Свобода» вместо того, чтобы заниматься еврейскими проблемами (которых предостаточно), предпочитают усердно трудиться над углублением гибельного раскола между двумя частями единой державы. Солженицын же в своей книге делал ссылку на Вернадского, который в 1927 году писал: «На Укр(аине) украинскими националистами самостийниками являются евреи, имеющие там огромное значение, большее чем поляки»… (И это при том, что не прошло и десятилетия после еврейских погромов, явившихся, в большинстве случаев, «делом рук» петлюровцев и других самостийников, унесших десятки тысяч еврейских жизней).

Книга «Двести лет вместе» могла бы и вовсе снять «болезнейшую воспаленность», которая отнюдь не являет себя «настроениями масс», но скорее отдельных групп, имеющих яркую политическую ангажированность. Но это, к сожалению, в нашем падшем мире вряд ли возможно. Но, возможно, книга поспособствует оздоровлению напряженности, если станет «фактором культуры». Книга эта — сильнейшее терапевтическое средство. И люди, желающие строить свою жизнь не от исторического испуга, исторической наивности, которые не желают ответственность за беды своей судьбы перекладывать на другого, еврея или русского, а желают доискаться до правды, найдут в ней возможность для себя решить эту серьезнейшую проблему истории — о якобы имеющей место «взаимной неприязни между украинцами и евреями».

Итоговый вопрос книги: способны ли мы делать общее дело? Не просто существовать, а творить сообща? И что для этого надо делать осознающему себя украинскому еврейству, что для этого надо делать признающим общее дело украинцам?

Читая книгу, так и хочется ее цитировать и цитировать. Все время ощущаешь обиду Солженицына не на еврейство в прошлом или настоящем, а на нашу либеральщину и образованщину. На вождей-мессий (по Э.Ходосу) активно вовлекающих еврейство в различные политические игры в силу их некоей природной отчужденности. Всемирно известный писатель, лауреат Нобелевской премии, пройдя «все круги ада», завершил путь книгой: «Двести лет вместе». В этой книге мы видим не «бодающегося теленка с дубом», напористого и непреклонного, а аккуратного даже в мелочах, крайне деликатного академического исследователя, боящегося даже в деталях ошибиться…

Вот один из итогов авторской мысли: «Роль маленького, но энергичного еврейского народа в протяжной и раскидистой мировой истории — несомненна, сильна, настойчива и даже звонка. В том числе и в украинской истории. Однако она остается исторической загадкой для всех нас. И для евреев — тоже».

«Двести лет вместе» идет поперек всей деятельности Солженицина: вроде как всю жизнь говорил одно, а под занавес жизни взял и сказал иное, да еще обобщил исторический опыт двух веков. И совсем недаром количество яростно-отрицательных рецензий на сей «национальный роман» уже перевалил за тысячу. Да каких рецензий! Одна разгромнее другой. И это все к столетию писателя…

«Катализаторы, отщепенцы, нигилисты, народ-мессия»… Что их и нас ждет в будущем, в будущем «черты оседлости», называемой ныне Украиной? Исповедуя правило: «Не делай другому того, что не желаешь себе», ответ, думаю, дан в заглавии книги словом «вместе».

Николай Яременко

Читайте также: