Что такое Пасха

Хомяков

Пасха — праздник Воскресения Христова — главный праздник всего церковного года, смысловой центр православного календаря. Это переходящий праздник, не принадлежащий к двенадцати двунадесятых праздников (его дата меняется год от года и зависит от лунно-солнечного календаря), а стоит как бы над их кругом, потому что его значение по-настоящему уникально.

На Пасху мы вспоминаем о событиях, описанных в Новом Завете четырьмя евангелистами — Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Четыре Евангелия рассказывают о днях Страстной седмицы и Воскресении Христовом.

В пятницу Страстной седмицы — Страстную, или Великую, пятницу — Спаситель был распят на кресте. Ученики похоронили Его в гроте — пещере, которая была рядом с Голгофой, горой, где совершали казни.

В ночь с субботы на воскресенье, накануне иудейской Пасхи, Мария Магдалина и другие женщины пришли к пещере, чтобы омыть и умастить благовониями тело казненного Христа. Этих женщин в Церкви принято называть женами-мироносицами.

Преданные Господу ученицы обнаружили, что камень, закрывавший вход в пещеру, отвален, а сам гроб пуст. Им явились два Ангела и возвестили Воскресение Христа: «Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?» (Лк 24:4-5).

Воскресение Христово — это смысловой центр всего христианства. Апостол Павел писал в Первом послании коринфянам: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15:13-14).

Значение слова «Пасха»

Буквальный его перевод —  «прохождение мимо, прехождение, избавление». Праздник Воскресения Христова получил название «Пасха» от еврейского праздника Песах, у иудеев посвященного исходу израильтян из Египта и освобождению их от рабства. Эти события описаны в Ветхом Завете.

Почему христиане взяли название иудейского праздника? Дело в том, что события Страстной седмицы — предательство Иуды, арест Христа, Страсти Христовы и распятие — произошли накануне, а Воскресение Христово — в ночь на Песах.

Как рассчитывают дату Пасхи

Существует специальный термин — «пасхалия». Это система расчета даты православной Пасхи. По поводу даты Пасхи есть постановление Первого Вселенского собора, который был проведен в 325 г. в городе Никее. Оно гласит: Пасху праздновать в первое воскресенье после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия. Правило действует только в случае, если это воскресенье приходится на день после дня празднования Песаха. Если воскресенье приходится на день до Песаха, православную Пасху отмечают в первый воскресный день после дня еврейской Пасхи.

Таким образом дата празднования Пасхи лежит в пределах от 4 апреля до 8 мая по новому стилю.

Пасхальное приветствие — христосование

«Приветствуйте друг друга с целованием святым», — писал Апостол Павел в своем послании к римлянам (Рим 16:16).

Христосоваться — значит приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуя друг друга в щеки.

Верующие здороваются таким образом начиная с пасхальной ночи и еще сорок дней — до отдания праздника Пасхи, включительно до праздника Вознесения Господня.

В пасхальную ночь христосование происходит в конце пасхальной утрени. Сначала с Воскресением Христовым поздравляют друг друга священнослужители в алтаре. Потом они выходят из алтаря с крестом, Евангелием и иконами, становятся перед царскими вратами, лицом к молящимся в храме. Прихожане целуют Евангелие, крест и иконы и христосуются между собой. Это приветствие — выражение ликования, радости от вести о том, что Спаситель воскрес.

История празднования Пасхи

После Пятидесятницы, то есть сошествия Святого Духа на апостолов, которое произошло в пятидесятый день после Пасхи, последователи Христа впервые начали проводить особую службу — Литургию. На Литургии совершали Таинство Причастия, которое установил сам Христос на Тайной Вечере.

В первые века христианства Пасху отмечали каждую неделю. В пятницу христиане постились и вспоминали страдания Спасителя на кресте. В воскресенье- радовались и славили Христа воскресшего. Весной, в период иудейского Песаха, Пасха была особенно торжественной, потому что именно на «в это время» произошли распятие и Воскресение Христовы.

Во II веке праздник стал во всех Церквях ежегодным. Сначала было как бы две Пасхи: «Пасха крестная» и «Пасха воскресная». Страдания и смерть Христа отмечались особым постом и назывались «Пасха крестная». Она совпадала с Песахом, а постились до ночи с субботы на воскресенье. В воскресенье отмечали Пасху радости, или «Пасху воскресную», то есть Воскресение Христово.

По преданию, вопрос единого для всех христиан дня Пасхи поднял император Константин Великий. В 325 г. он созвал епископов в город Никея в Малой Азии. Теперь это называют Первым Вселенским собором. Епископы решили согласовывать день празднования Пасхи между христианскими общинами разных стран. Воскресение Христово постановили отмечать строго после иудейской Пасхи и всегда в воскресенье. Днем христианской Пасхи выбрали ближайшее воскресенье после первого весеннего полнолуния.

Сначала восточные Церкви и Рим праздновали Пасху в один день, определяя вместе ее дату. Потом сообщение между ними прервалось, Восток и Рим начали праздновать каждый по своим вычислениям, часто в разные дни.

Само слово «Пасха» стало общепринятым для обозначения праздника Воскресения Христова в V веке. Постепенно Пасха приобрела самое большое значение среди других христианских праздников, ее стали называть «праздников праздник».

Особенности богослужения Пасхи

Пасхальное богослужение — самое торжественное в году. Начинают его за некоторое время до полуночи. Служба до 12 часов ночи носит название Полунощница. На ней священник и диакон выходят к Плащанице — большому плату из ткани, на котором вышита или написана икона, изображающая Спасителя во гробе. С пением молитв они совершают каждение вокруг Плащаницы, поднимают ее и уносят в алтарь, кладут на святой Престол, где Плащаница остается до праздника Вознесения Господня (через 40 дней после Воскресения).

Перед самой полночью начинают Пасхальную заутреню (или утреню). Из-за закрытых Царских врат звучит стихира: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Потом Царские врата открывают, и священнослужители в светлых облачениях вместе с прихожанами выходят из храма и обходят его крестным ходом.

Впереди несут большой запрестольный крест, запрестольный образ Богородицы, Евангелие, другие иконы, хоругви (укрепленные на древке полотнища с изображением Христа или святых).

У каждого верующего в руках- свеча или лампадка. Все поют: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Крестный ход сопровождают особым пасхальным колокольным звоном.

Обойдя храм, шествие останавливается у затворенных западных врат храма. Эти врата символизируют двери гроба Господня. Колокола затихают, и священник первым провозглашает радостную весть: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Эту песнь священнослужители и все верующие повторяют три раза. Потом священник поет стихи пророчества Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…» Люди вторят на каждый стих: «Христос воскресе из мертвых…»

Двери открывают, и верующие входят в ярко освещенный храм, как когда-то жены-мироносицы вошли в гроб Господень и увидели, что Спасителя там нет, что Он воскрес из мертвых.

Дальнейшая Пасхальная заутреня — это пение канона святого Иоанна Дамаскина. Во время пения канона священнослужители обходят храм, кадят и возглашают: «Христос воскресе!» На что прихожане вторят: «Воистину воскресе!»

Утреню заканчивают словами: «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением». И все, сначала священнослужители в алтаре, потом верующие в храме, начинают христосоваться и приветствовать друг друга радостными словами «Христос воскресе!»- «Воистину воскресе!»

Потом в храме читают «Огласительное слово на Пасху» святителя Иоанна Златоуста. В нем есть слова, которые в полной мере выражают победу Христа над смертью: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует».

После утрени совершают Часы и Литургию, причем при открытых Царских вратах. Они будут открыты всю Светлую Седмицу в знак того, что Христос навсегда открыл всем христианам врата Царствия Небесного.

Часы Святой Пасхи — это молитвы, которыми в Пасхальную Седмицу заменяют обычные молитвословия перед Литургией.

Что такое артос

В православных церквях на Пасху освящают особый квасной хлеб — артос, или просфора всецелая. По давней традиции те, кто не мог причаститься в храме в день Христова Воскресения, могли ощутить единство с общиной, вкусив этот хлеб. На артосе изображают крест, на котором есть только терновый венец, но нет распятого Спасителя. Это знамение победы Христовой над смертью.

В современные дни артос раздают верующим в субботу Светлой Седмицы, чтобы те хранили его дома в течение всего года. В особых случаях его можно использовать в качестве антидора. Дословно с греческого языка это слово переводится как «вместо Причастия». Артос вкушают натощак при болезнях.

Пасхальный колокольный звон

Колокольный звон на Пасху- торжественный, радостный. С древних времен звонари вкладывали в него все мастерство и всю душу. Пасхальный звон имеет особое название — «трезвон». Это наиболее сложный из видов звона, он назван так, потому что состоит из трех частей с небольшой паузой между ними.

Светлую Седмицу — неделю после Пасхи — называют также Звонильной неделей, потому что все желающие могут в эти семь дней подняться на колокольню и попробовать себя в звонарном искусстве.

Тропарь Пасхи

Тропарь — это краткое песнопение, которое выражает смысл православного праздника.

Тропарь Пасхи по-церковно-славянски: Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

В переводе на русский: Христос воскрес из мертвых, поразив (Своею) смертию смерть и даровав жизнь находящимся в гробах.

Елизавета Киктенко

Жены-мироносицы

На иллюстрациях:
Воскресение Христово». С картины Дмитрия Хомякова;
«Жены-мироносицы у Гроба Господня.

Читайте также: